18 октября 2021 18:59

Планка Кошманов

Владимир ЛИПИЛИН,<br /> спец. корр. «Гудка»<br /> Краснодар

Краснодарское отделение Северо-Кавказской железной дороги буквально кишит передовиками. Кого ни встретишь – либо лучший мастер на сети, либо перспективный молодой, о котором уже говорят с уважением. И у всех почему-то одна и та же фамилия – Кошман. Может быть, по числу лет работы на дороге династия не самая выдающаяся. Но каждый носящий эту фамилию рьян в труде, приметен у начальства и безмерно уважаем коллегами.

– А как иначе, – говорит Сергей Владимирович Кошман, в прошлом машинист электровоза, награжденный знаком «За безаварийный пробег на локомотиве 500000 км», а ныне мастер по подъемочному ремонту электроподвижного состава. – Нам нужно отцовскую планку держать.

А планку Владимир Матвеевич Кошман поднял действительно высоко. Хотя самого основателя династии нет на этом свете уже 17 лет, в отделении среди железнодорожников до сих пор бытует выражение «работать по-кошмановски».
Знающие железнодорожники поясняют: «По-кошмановски – это значит, что если б у нас хотя бы процентов тридцать так работали, мы бы коммунизм еще году в 75-м построили». Другие говорят: « Если б у всех была такая речь, то и Год русского языка в России объявлять не пришлось бы». А третьи утверждают: «Если б все умели так дружить – рай на землю снизошел бы».

А между тем Владимир Матвеевич Кошман, выпускник Ростовского института железнодорожного транспорта, направленный после окончания на Южно-Уральскую дорогу (станцию Бердяуши, что неподалеку от Челябинска), начинал свой трудовой путь простым монтером участка энергоснабжения. Хотя слово «простым» здесь вряд ли уместно. Нигде не учившийся живописи, он так копировал Айвазовского и Левитана, что многие его полотна от подлинников отличить не могли. В годы войны эти копии не дали семье Кошман помереть с голоду. Мать Владимира Матвеевича меняла эти картины на хлеб. А как электрик танцевал фокстрот! Дамы на танцплощадках одергивали плиссированные юбки и писали ему записочки с просьбой пригласить. А он все вечера танцевал с одной, что работала инженером сигнализации и связи. С той, что стала женой потом. Ниной Александровной Рыковой.

– Я не знаю, за что мне такое счастье выпало. – Нина Александровна перебирает черно-белые фотографии, закрепленные фиксажем и памятью. Кусочки той жизни, когда все дороги были еще такими длинными. – Я не такая уж и красивая была, с уральским акцентом, чего стеснялась очень. А он выбрал меня. И я была действительно счастливым человеком. Мы ни разу не поссорились за всю жизнь. Так, чтоб со скандалом. У Володи самым грубым выражением было «елки-палки».

В 61-м Владимира Матвеевича перевели на станцию Кавказская (Краснодарское отделение СКЖД). Кошман и там стал притчей во языцех. Он вечно что-нибудь придумывал. Усовершенствовал. А вечерами дома под желтым светом торшера все чертил и чертил какие-то стрелки, электрические опоры, цепи, соединения. Его изобретениями потом пользовалась вся страна, но никто не знал их автора. Запатентовать их у Владимира Матвеевича не было времени. Он участки электрифицировал. Мотки цивилизации на станции тянул.

Дети Владимира Матвеевича и Нины Александровны Сергей и Наталья вспоминают то время как нечто дачное, чеховское, вишневое. Отец, приходя с работы, не утыкался классически в телевизор или газету, а скакал с ними казаком-разбойником. Или, как мальчишка, до изнеможения играл в лапту. Ну и, конечно, учил танцевать. Балетом старший Кошман был очарован. И вместе с детьми разучивал па. Они пробовали, сбивались с такта, хохотали. А когда уставали, он им арию Ленского пел или про художника Серова рассказывал.

– Станция была маленькой, все друг друга знали. В выходные копались в огородах, а к вечеру собирались у кого-нибудь и тут же на грядках устраивали планерку, – вспоминает Сергей Владимирович. – Нам, детям, тогда непонятны были разговоры про горки, разъезды, буксы, но ощущение от этих посиделок было какое-то теплое и душевное. Картошку пекли в костре. На гитаре играли. И никто из нас, мальчишек и девчонок, даже не задумывался тогда, кем станет. Все знали: железнодорожниками.

А в 70-е семья Кошман переехала в Краснодар. Владимира Матвеевича перевели главным инженером отделения. Жили тогда Кошманы в самом известном и самом красивом доме Краснодара, который неподалеку от вокзала выстроило отделение для руководящего состава. Под руководством Владимира Матвеевича шла электрификация огромного участка Краснодар – Горячий Ключ – Туапсе. Нина Александровна работала в техотделе дистанции сигнализации и связи. Но родители, несмотря на свою занятость, участвовали во всех увлечениях детей.

– Помню, однажды у Сережки был ответственный футбольный матч, – рассказывает Нина Александровна. – На саму игру не попали, не смогли. Ждем сына дома. А его все нет и нет. Пошли на стадион. Подходим, а сын наш на ступеньках сидит, голову свесил. «Что такое?» – спрашивает Володя. «Выгнали», – бурчит тот. – «Это почему?» – « А два гола забил». – «Ну, это здорово, сын. Почему же выгнали?» – «Так в свои ворота». И смех и грех.

– Зато потом я городской звездой по баскетболу стал, – смеется Сергей Владимирович. – Девчонки толпами ходили на меня смотреть.

– Девчонки? – вступает в разговор его жена Валентина Боремировна.
– Ну, это еще до тебя было.

С будущей женой Сергей Владимирович познакомился в железнодорожной школе.
– Я сразу решил, что вон та, самая красивая, моей будет. Так и вышло.
– А у нас много общего было, – улыбается Валентина Боремировна, которая успела поработать на дороге инженером отдела перевозок, а сейчас трудится инспектором отдела управления персоналом и секретарем начальника отделения. – Мы оба хотели стать железнодорожниками. Оба любили Достоевского. И у меня, и у него отцы из Ростова, а мамы с Урала. И те и другие работали на дороге. В общем, судьба…

Женившись, Кошман-младший спорт не забросил. Наоборот. Он был организатором и заводилой всех соревнований между цехами, между депо. Да и сейчас иногда заводится.
– Нам многое от папы передалось, – листая семейный альбом, говорит Наталья Владимировна. – И прежде всего отношение к жизни и к работе. Он был человеком мудрым и говорил так: надо жить играючи. Но при этом – не суетиться. И все, что встречается в жизни – и слезы, и радость, – обращать во благо.

Наталья Владимировна, как и отец, окончив РИИЖТ, пошла работать на Краснодарскую дистанцию электроснабжения. Трудилась энергодиспетчером, была замначальника по кадрам и социальным вопросам, заместителем начальника отдела управления персоналом. И снова вернулась в энергодиспетчеры. Приставка «электро» или «энерго» у Кошманов стала магической. Да и как иначе? Надо держать планку.

Сыновья Сергея Владимировича и Валентины Боремировны Александр и Павел тоже пошли тропой родителей.

Старший – Александр – пришел на дорогу в 2000-м. До армии успел окончить ПТУ, поработать помощником машиниста. Затем были дортехшкола и факультет «Управление процессами перевозок» в РГУПСе. И какое-то время он маялся перед выбором: в каком хозяйстве работать? Быть локомотивщиком или движенцем?
– Это гены, – смеясь, говорит мама Валентина Боремировна. – Мой прадед был машинистом пассажирских поездов, а дед – составителем на станции. Вот и шла у него борьба на генном уровне.

Александр выбрал первое. Сейчас работает машинистом. А жена его Надежда ему наряды выписывает.
А младший сын – Павел – с выбором не заморачивался. Он сразу выбрал для себя стезю. Стал электромехаником автоматизированной системы контроля управления электроснабжением в Краснодарском филиале «Энергосбыт и энергонадзор». Головастый парень, говорят о нем коллеги. А еще на днях он женится на чудесной девушке Оксане. Говорит, познакомились случайно на улице. А она оказалась бухгалтером на Краснодарской дистанции электроснабжения.

– Сплошная электрификация всей семьи, – сдержанно улыбается Сергей Владимирович, когда мы идем с ним к вокзалу. В одном из дворов мальчишки играют в баскетбол. Мяч ударяется о щит и отскакивает прямо к ногам Кошмана. Он берет его из трехочковой зоны и по немыслимой дуге посылает в кольцо. Пацаны, разинув рты, долго смотрят нам вслед.

– Фу-у, – утирает пот со лба старший Кошман. – Не промазал.
Да и как иначе? Надо держать планку.

Владимир ЛИПИЛИН,
спец. корр. «Гудка»
Краснодар


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31