08 декабря 2021 23:01

Законные требования железнодорожников

Всеволод КОЛУПАЕВ

Российские железные дороги настаивают на ужесточении уголовного наказания за преступления, совершенные на железной дороге. Повышению уровня безопасности на железнодорожном транспорте препятствуют несовершенный Уголовный кодекс и безнаказанность большинства нарушений.
Российские железные дороги настаивают на ужесточении уголовного наказания за преступления, совершенные на железной дороге.

Повышению уровня безопасности на железнодорожном транспорте препятствуют несовершенный Уголовный кодекс и безнаказанность большинства нарушений. Эта проблема стала основной темой вчерашней пресс-конференции президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, которая началась с разговора об экономических последствиях крушения пассажирского поезда № 166 Москва – Санкт - Петербург. На данный момент 17 пассажиров все еще находятся в больнице Санкт-Петербурга, их здоровье не вызывает опасений у врачей.

Организация питания пассажиров и участников ликвидации последствий крушения стоила ОАО «РЖД» 2,5 млн руб. Хотя локомотив и все вагоны поезда были застрахованы, компании все равно нанесен значительный материальный убыток. Один пассажирский вагон стоит около 50 млн руб., а проведение капитального ремонта тех вагонов, которые все же можно восстановить, потребует как минимум четверти стоимости вагона. Стоимость ущерба, причиненного инфраструктуре, еще только предстоит оценить.

Основных аспектов у повышения безопасности пассажирских перевозок два. С одной стороны, дорогостоящие проекты по развитию скоростного движения. Инфраструктура современных скоростных магистралей устроена таким образом, что свободный доступ посторонних людей к ней практически исключен. И в то же время – несовершенная законодательная база, которая фактически гарантирует безнаказанность за уничтожение или повреждение имущества железных дорог. Действующая в настоящее время статья 267 Уголовного кодекса о приведении в негодность транспортных средств и путей сообщения предусматривает уголовную ответственность только при наступлении тяжких последствий и не находит правоприменительной практики в борьбе с несанкционированным вмешательством в работу железнодорожного транспорта.

По словам Владимира Якунина, случаи вандализма, хищений и порчи оборудования на железных дорогах с начала 2007 года более 1500 раз нарушали нормальную работу устройств автоматики и телемеханики РЖД. С января 2005 года по июнь 2007-го по причине умышленных поджогов произошло 26 пожаров в пригородных поездах, в результате этого повреждено 38 вагонов, 17 из которых не подлежат восстановлению. Материальный ущерб, нанесенный компании, превышает 12,5 млн руб. С начала текущего года правонарушителями было разоборудовано 838 грузовых вагонов. «Перечислять нарушения, которые приносят компании колоссальный ущерб и создают угрозу безопасности, можно очень долго», – заявил Владимир Якунин.

Особенно опасны кражи устройств электроснабжения, кабельных коммуникаций, в результате этого возникают отказы технических средств и сбои в графике движения поездов. С начала текущего года зафиксировано 60 случаев хищения кабельно-проводной продукции. Несмотря на наличие в Уголовном кодексе статей 171 (Незаконное предпринимательство) и 175 (Приобретение и сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем), ни одно уголовное дело в отношении собственников пунктов приемки металла не доведено до суда. Сами пункты продолжают находиться в непосредственной близости от железнодорожных путей, создавая непреодолимый соблазн для маргинальных охотников за цветными металлами.

По словам Владимира Якунина, ОАО «РЖД» подготовило для силовых структур ряд предложений об ужесточении ответственности за преступления на железнодорожном транспорте. Компания намерена добиться, чтобы расследование каждого случая было доведено до конца, а виновные понесли реальное наказание. Кстати, 150 лет назад уголовное преследование за такие правонарушения было не в пример жестче.

«Железные дороги Российской империи считались одними из самых надежных в мире в том числе и потому, что меры, принимаемые силовыми структурами по осуществлению безопасности движения, тогда существовали не только на бумаге», – заявил Владимир Якунин. И привел в пример случай, описанный в судебном вестнике середины XIX века: 20 июня 1849 года 15-летний сын крестьянина Новгородской губернии Василий Серков поспорил с товарищами, что сможет пустить под откос поезд. И положил на рельсы камень. Скорости движения в те времена были невысоки, и машинист успел остановить поезд. Василия Серкова вычислили в течение одного дня и отдали под суд, который постановил: «Имея в виду очевидный злой умысел проступка и принимая во внимание всю тяжесть неминуемого при столкновении с камнем крушения, приговорить Василия Серкова к 70 ударам розгами и каторжным работам сроком на 8 лет».

Требовать публичной порки железнодорожных вандалов РЖД не собираются, однако будут настаивать на неминуемости уголовного наказания за преступления на железнодорожном транспорте. «В этом вопросе нам очень важна поддержка общественности. Люди должны понимать, что ужесточение ответственности необходимо», – считает Владимир Якунин.

Всеволод КОЛУПАЕВ


Справка
    В первом полугодии 2007 года зафиксировано 812 актов несанкционированного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта. В том числе два случая обстрелов проходящих поездов, 56 случаев разоборудования железнодорожных путей, 272 случая наложения предметов на рельсы. Совершено 28 противоправных действий в отношении работников железнодорожного транспорта.


Страховка
    Как сообщил «Гудку» заместитель генерального директора по страхованию ОАО «ЖАСО» Евгений Деревенсков, пассажиры, которые приобрели полис добровольного страхования пассажира ОАО «ЖАСО», получат страховую выплату, размер которой может составить до 250 тыс. рублей, а также оплату расходов на лечение, включая медикаменты. Условиями страхования ОАО «ЖАСО» предусмотрена выплата пострадавшим и в результате террористического акта. Из 231 пассажира, которые следовали поездом № 166 Москва - Санкт-Петербург, по предварительной информации, 24 человека имеют полисы добровольного страхования от несчастных случаев пассажиров железнодорожного транспорта ОАО «ЖАСО». Восемь пострадавших из числа находящихся в больнице уже предъявили полисы,
    В соответствии с условиями страхования в ОАО «ЖАСО» каждый из обладателей такого полиса может рассчитывать на выплату страхового возмещения в пределах 250 тысяч рублей. Конкретная величина выплаты зависит от тяжести повреждений и длительности лечения.
    В ОАО «ЖАСО» застрахованы электровоз и семь вагонов поезда № 166 Москва - Санкт-Петербург, в настоящее время идет оценка величины ущерба.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31