29 июля 2021 16:30

Дизельное топливо с «белыми пятнами»

Виталий ТЕТЕРЯТНИК

До конца 2007 года на Западно-Сибирской, Южно-Уральской, Горьковской и Куйбышевской железных дорогах установят автоматизированную систему комплексного учета топливно-энергетических ресурсов (АСКУ ТЭР). Она позволяет полностью устранить погрешности в определении расхода ТЭР, достигающие 10 – 15%.
До конца 2007 года на Западно-Сибирской, Южно-Уральской, Горьковской и Куйбышевской железных дорогах установят автоматизированную систему комплексного учета топливно-энергетических ресурсов (АСКУ ТЭР). Она позволяет полностью устранить погрешности в определении расхода ТЭР, достигающие 10 – 15%.

Сегодня оплата за потребление топливно-энергетических ресурсов производится по соглашениям, которые заключаются ежегодно. При этом практически невозможно определить, в полном ли объеме получены ресурсы, установить их расход при изменении объемов производства и внедрении инноваций, тем более проконтролировать качество поставляемых энергоресурсов.

Как сообщил «Гудку» заместитель руководителя управления Отраслевого центра внедрения ОАО «РЖД» Сергей Коновалов, внедрение АСКУ ТЭР ликвидирует все «белые пятна» в поступлении и расходе топлива, горячей и холодной воды на каждой железной дороге.

По сути, создается действенный механизм учета потребления и планирования расхода энергоресурсов, который позволит автоматически собирать информацию и представлять абсолютно достоверные данные для расчетов за фактическое потребление ТЭР железнодорожными станциями и локомотивными депо, дистанциями электроснабжения и другими предприятиями.

Опытная установка АСКУ ТЭР на десяти отдельных предприятиях ОАО «РЖД» в 2004 – 2006 годах в среднем дала экономию на каждом из них до 300 тыс. руб. в год. У руководителей депо, станций и дистанций появилась заинтересованность в использовании ресурсов только по целевому назначению.

Приборы, установленные на технологическом оборудовании (трубопроводах, паропроводах, газопроводах), не только дают полную картину потребления тепловой энергии, холодной и горячей воды, пара, газа, дизельного и других видов топлива, но и покажут их температуру, давление и расход.

Все показания будут автоматически передаваться в единый банк данных ОАО «РЖД» и при необходимости всегда могут быть востребованы. По всей вертикали вплоть до департаментов компании установят автоматизированные рабочие места, с которых в масштабе реального времени можно будет видеть, где и как расходуются те или иные ресурсы.

Сергей Коновалов рассказал, что создаваемая система совместима с уже существующими на дорогах системами учета, например с АСКУЭ, и станет важным звеном в формировании энергоэкономических паспортов каждого филиала ОАО «РЖД». Это значительно облегчит формирование системы управления и планирования расхода воды, пара и электроэнергии.

Будут установлены источники непроизводительных потерь, налажен строгий контроль за тем, как расходуются ресурсы, а значит, появится возможность принимать эффективные управленческие решения.

Система позволит формировать отдельные топливно-энергетические балансы выделяющихся дочерних компаний с увязкой в единую систему учета ОАО «РЖД».

По расчетам специалистов Отраслевого центра внедрения, все расходы на установку АСКУ ТЭР окупятся через 2,5 года.

Виталий ТЕТЕРЯТНИК

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31