19 октября 2021 19:13

Новая энергия Исландии

Александр ФЕДОРОВ

Исландия приступила к осуществлению плана строительства «водородного общества», который предусматривает полный переход промышленности, транспорта и других сфер экономики на возобновляемые (альтернативные) источники энергии.

По планам властей страны, к 2050 году весь автотранспорт страны, а также морские суда должны быть переведены на водородное топливо.

На сегодняшний день Исландия самостоятельно производит 72% необходимого ей электричества, вырабатывая его на геотермальных станциях. Вся эта электроэнергия используется в быту и на алюминиевых предприятиях. С учетом того, что на острове нет месторождений традиционного энергетического сырья – нефти и газа, – Исландия вынуждена импортировать их из Европы. При этом весь импорт идет на обеспечение потребностей транспорта.

В случае же если исландцы реализуют идею перевода всего автотранспорта и морских судов на водородное топливо, они смогут в полной мере обеспечить свои энергетические потребности.

Сейчас остается неясным, удастся ли достигнуть поставленных целей к обозначенному сроку, в частности, потому, что применяемые на сегодняшний день двигатели на альтернативном топливе являются достаточно громоздкими и дорогостоящими. Однако первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Решением этой задачи, в частности, занимается компания «Исландская новая энергия» (ИНЭ) в сотрудничестве со своими европейскими и американскими партнерами. В период с 2003 по конец 2006 года в столице – Рейкьявике – прошел первый этап тестирования водородных двигателей на транспорте. В течение трех лет по городу курсировали три пассажирских автобуса, работающих на водороде. Тогда же была открыта первая водородная заправочная станция. В результате эксперимент был признан успешным. В этом году исландские власти приступают ко второй стадии внедрения водородных двигателей на транспорте. В течение ближайших нескольких лет планируется протестировать 30 легковых автомобилей, работающих на водородном топливе, а также установить подобный двигатель на морском судне. А в 2008 году в Исландии должен появиться первый в мире корабль, работающий на водородном двигателе.

Согласно планам исландской энергетической компании «Ниорка», такой двигатель будет установлен к лету будущего года на туристическом судне «Эльдинг», используемом для наблюдения за китами. Если все пойдет по плану, то уже в июне 2008 года «Эльдинг» выйдет из порта Рейкьявика в океан, где и будет испытана работа двигателя.

Как ожидается, стоимость двигателя, конструкция которого будет разработана исландской стороной, а сам генератор импортирован из одной западной страны, составит порядка 40 млн исландских крон (около $620 тыс). Интерес к этому проекту уже проявил телеканал «Дискавери».

Поставив задачу перевести весь автотранспорт и морские суда на водород, исландские власти преследуют сразу несколько целей. Во-первых, снизить уровень загрязнения окружающей среды (Исландия занимает первое место в мире по выбросам парниковых газов на душу населения, которое составляет 300 тыс. человек) и, во-вторых, не зависеть от поставок нефтегазового топлива из Европы.

Автором идеи «водородного общества» является профессор исландского университета Браги Арнасон, занимавшийся этим вопросом на протяжении последних 30 лет. Он был первым, кто высказал мысль, что водород может стать основным и даже единственным топливом для автотранспорта и судов в Исландии.

Исландия является одной из наиболее передовых стран в мире по развитию альтернативных источников энергии. Отказавшись в начале ХХ века от тепловых электростанций и предпочтя им ГЭС, в 1940-е годы страна стала использовать геотермальные источники энергии. Успехи Исландии в реализации идей, связанных с развитием альтернативных источников энергии, были отмечены в этом году оргкомитетом международной энергетической премии «Глобальная энергия».

Александр ФЕДОРОВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31