20 октября 2021 23:28

Арабские шейхи идут в обход

Валерий КРУТОГОЛОВ

Правительства стран Персидского залива планируют построить нефтепроводы в обход самого уязвимого места транспортировки – Ормузского пролива – в связи с тем, что Иран уже выступал с угрозами воспрепятствовать транспортировке углеводородов.

Строительство двух трубопроводов позволит прокачивать ежесуточно 6,5 млн баррелей нефти. Это сейчас приблизительно составляет 40% ее ежедневного экспорта через Персидский залив.

Прокладка первого из двух запланированных нефтепроводов, как ожидается, начнется в этом году, сообщил в Дубае филиал банка Britain’s Standart Chartered. Второй проект, более амбициозный, рассчитанный на транспортировку 5 млн баррелей в день, – в стадии обсуждения. Предполагается, что его строительство начнется через 10 лет.

Приблизительно две пятые нефти, добываемой в регионе Персидского залива, проходят через Ормузский пролив. Однако этот узкий пролив шириной в несколько десятков километров уязвим в случае недружественных действий соседнего Ирана. В связи с возросшей напряженностью между Ираном и Западом вокруг иранской ядерной программы духовный лидер страны аятолла Али Хаменеи уже предупредил в июне прошлого года, что Тегеран может прервать экспорт нефти, если подвергнется каким-либо атакам.

Строительство новых нефтепроводов вызывает интерес нефтетрейдеров, рассчитывающих на стабилизацию цен и снижение издержек. Среди биржевиков идея новых трубопроводов настолько популярна, что, по словам Мустафы Алани, аналитика из исследовательского центра в Дубае, «это настоящая мечта для них». «Кризис за кризисом угрожает стабильности. Нам необходимо найти решение, отвечающее сложившейся ситуации. Любая угроза, будь то реальная или выдуманная, способна повысить цены на нефть на один-два доллара. Этот проект – своего рода новая инициатива, способная привести к стабильности в области нефтяного бизнеса», – заявил он.

Сейчас нефть региона Среднего Востока грузится на танкеры в акватории Персидского залива и экспортируется через пролив. Планируемые нефтепроводы имеют своей целью доставку «черного золота» напрямую через арабские страны.

По первому нефтепроводу протяженностью 360 км будет транспортироваться только нефть Объединенных Арабских Эмиратов. Он пройдет от месторождений Хабшан через горы по направлению к эмирату Эль-Фуджайра, расположенному на берегу Оманского залива. Международная инвестиционная нефтяная корпорация в Абу-Даби планирует строительство трубопровода, при помощи которого возможно перекачивать 1,5 млн баррелей сырой нефти в день, что приблизительно равно 55% продукции Эмиратов. Треть сырой нефти будет использоваться на нефтеперерабатывающем заводе, строительство которого намечено в Эль-Фуджайре.

Второй нефтепровод, который предполагается назвать Стратегическим нефтепроводом Персидского залива, будет способен прокачивать 5 млн баррелей в день из различных терминалов залива в терминалы, которые планируется построить в Омане.

Исследовательский центр Персидского залива предложил шесть возможных маршрутов для нефтепровода, способного транспортировать нефть с самого севера Ирака, через Кувейт, Саудовскую Аравию и ОАЭ в столицу Омана Маскат, расположенную на Аравийском море. Другие возможные варианты видятся в маршрутах, заканчивающихся в Йемене или Эль-Фуджайре. Нефтепровод сократит маршруты танкеров на сотни миль, уменьшит транспортные издержки и сократит движение судов в Персидском заливе. Этот трубопровод протянется на 2400 км и будет пересекать, по крайней мере, одну горную цепь. Сейчас эта проблема решается разработчиками и инженерами проекта.

Мустафа Алани отказался озвучить стоимость проекта, сказав лишь, что экспортеры могут себе это позволить в связи с доходами от высоких цен на нефть в последние годы. Министры шести стран Персидского залива договорились обсудить вопрос строительства нефтепроводов на одном из саммитов в этом году.

Валерий КРУТОГОЛОВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31