29 ноября 2021 14:07

Службы поменялись знаками

Вячеслав СТЕПОВОЙ

Соглашение, заключенное между Федеральной таможенной службой (ФТС) и Роспатентом, позволит закрыть российскую границу для контрафактных грузов. Федеральные службы  в рамках документа, подписанного на минувшей неделе, договорились не только совместно совершенствовать нормативно-правовую базу в этой сфере.
Соглашение, заключенное между Федеральной таможенной службой (ФТС) и Роспатентом, позволит закрыть российскую границу для контрафактных грузов.

Федеральные службы в рамках документа, подписанного на минувшей неделе, договорились не только совместно совершенствовать нормативно-правовую базу в этой сфере. Принципиальным для рынка станет решение Роспатента предоставить доступ ФТС к информации из госреестра товарных знаков и знаков обслуживания РФ. ФТС же в свою очередь будет представлять Роспатенту данные о перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, а также статистические данные по делам об административных правонарушениях.

Как отмечают участники рынка перевозок, ФТС сегодня – одно из немногих ведомств, которые действительно активно занимаются защитой прав интеллектуальной собственности. Таможенники на основании заявлений обладателей исключительных прав интеллектуальной собственности еще в 2004 года создали собственный ее реестр, который используют для анализа законности тех или иных видов груза, пересекающего границу.

По мнению исполнительного директора Содружества производителей фирменных торговых марок «РусБренд» Алексея Поповича, таможенный реестр – сейчас наиболее эффективный инструмент защиты интеллектуальной собственности. Сам реестр по своей сути – это декларация собственника товарного знака о намерении защищать свою собственность. Регистрация в реестре максимально упрощена, а схема контроля эффективна: ФТС сообщает правообладателю о нарушении, и по заявлению правообладателя сотрудники таможни приостанавливают оформление груза.

Однако у ФТС существовала проблема. Подавляющее число правообладателей не регистрируют свои товарные знаки в таможенном реестре. На данный момент в нем зарегистрировано всего 850 товарных знаков. Для сравнения – в одной Европе их более 5 тысяч. Столь небольшое количество зарегистрированных в таможне товарных знаков объясняется тем, отметил Алексей Попович, что «защита бренда – трудоемкий, дорогостоящий и непрерывный процесс, а к этому многие компании пока не готовы».

Доступ же к базе Роспатента, в которой на конец прошлого года было зарегистрировано 197055 товарных знаков, позволит идентифицировать все знаки, зарегистрированные в России, что существенно осложнит экспортно-импортные операции с контрафактной продукцией.

Подтверждают это и в ФТС. «Специалисты ФТС, работающие с базой данных Роспатента, уже высоко оценили эффективность этого соглашения», – отмечают в пресс-службе таможенной службы.

Интерес к соглашению ФТС и Роспатента существует и у ОАО «РЖД». В ближайшее время компания намерена внести в реестры ФТС и Роспатента целый ряд своих товарных знаков.

«Сейчас мы ведем работу по регистрации товарных знаков, для того чтобы не нарушались исключительные права ОАО «РЖД» на такие виды продукции, как масла и смазки или локомотивы и названия фирменных поездов. Это те товары и бренды, на которые есть спрос за пределами России. Тем самым никто не сможет нарушать права на интеллектуальную собственность. Совместно с ФТС мы сможем своевременно пресекать незаконный экспорт товаров, маркированных нашими товарными знаками, – рассказал «Гудку» заместитель начальника департамента технической политики ОАО «РЖД» Роман Тимофеев. – Наличие товарного знака позволит нам рекламировать и продвигать наши товары. И самое главное – защищать нашу интеллектуальную собственность. Например, не секрет, что в наших смазках и маслах заинтересованы иностранные железнодорожные компании. В результате мы сталкиваемся с ситуацией, когда другие заводы несанкционированно производят и реализуют продукцию по нашей формуле, а то и под нашими марками».

Однако в ФТС считают, что необходимо принять еще ряд нормативных документов, которые сделают невозможными производство и торговлю контрафактом.

«Прежде всего это внесение изменений и дополнений в Таможенный кодекс, различные законодательные акты, а также наделение таможенных органов полномочиями по приостановлению выпуска товаров без заявлений правообладателя. Поправки необходимы и в Административном кодексе в части, касающейся четкого определения судьбы конфискованного контрафакта», – подчеркивают в пресс-службе ФТС.

Вячеслав СТЕПОВОЙ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31