29 ноября 2021 14:55

Площадь трех вокзалов

Александр ДАВИДЬЯНЦ <br /> Фото Сергея ТРУНИНА

Вблизи платформы Москва-Каланчевская, что рядом с Комсомольской площадью, находится неприметное с виду небольшое кирпичное здание. До недавнего времени в нем пассажиры могли приобрести билеты, укрыться от дождя и холода, подождать поезда, сидя на удобных дубовых скамейках с вензелями.
Вблизи платформы Москва-Каланчевская, что рядом с Комсомольской площадью, находится неприметное с виду небольшое кирпичное здание. До недавнего времени в нем пассажиры могли приобрести билеты, укрыться от дождя и холода, подождать поезда, сидя на удобных дубовых скамейках с вензелями.

Мало кто знает, что это бывший императорский железнодорожный павильон, построенный в 1896 году по случаю проведения в Москве коронации Николая II. Впоследствии императорская семья неоднократно останавливалась в этом павильоне, приезжая в Белокаменную и ожидая, пока железнодорожники заменят паровозы и проведут технический осмотр царского поезда. К сожалению, сегодня этот павильон закрыт для пассажиров.

И царский путевой дворец XVII века находился неподалеку, на древнем Стромынском тракте, по дороге в подмосковное Красное Село. В нем на берегу Красного пруда стоял дворец с высокой башней, прозванной в народе «каланчой». А огромный пустырь поблизости получил название Каланчевское поле. Место это было тихое, пустынное, как и большинство городских окраин. Однако в середине XIX века с началом строительства железной дороги Петербург – Москва началось и преображение Каланчевского поля. Именно на этом месте решено было построить Николаевский (ныне Ленинградский) вокзал. Хотя поначалу железнодорожные ворота Москвы хотели возвести в самом центре – у Тверской заставы или на Трубной площади. Однако опасаясь возникновения пожаров от искр из топок паровозов, а также шума и копоти, от этой идеи отказались.

Николаевский вокзал построен по проекту выдающегося русского архитектора Константина Тона в 1852 году. Это здание – уменьшенная копия Московского вокзала в тогдашней столице Петербурге, где его возвели на центральной магистрали города – Невском проспекте. Тем не менее благодаря выдающемуся таланту архитектора Николаевский вокзал стал украшением города. Здание построено в духе позднего классицизма с декоративными деталями, заимствованными из древнерусского зодчества. Стоящий на возвышении вокзал словно парит над площадью. Отовсюду видна его изящная двухъярусная башня с часами.

В ансамбль также входили еще два симметрично расположенных относительно вокзала здания. Одно из них – таможня, построенная в том же 1852 году – благополучно простояла до нашего времени. А второе – жилой дом для железнодорожников – так и не было построено.

Московский и Николаевский вокзалы, спроектированные Константином Тоном, оказались настолько удачными по планировке и надежными в эксплуатации, что, несмотря на постоянный рост объемов пассажирских перевозок, они почти сто лет не нуждались в реконструкции. Ее провели лишь в 1950 – 1970 годах. К этому времени Николаевский уже несколько раз успел поменять свое название: с 1932 по 1937-й – на Октябрьский, а затем на Ленинградский. К его корпусу пристроили два новых с пассажирскими залами, увеличив площадь с 7 до 17 тыс. кв. м.

Саму же Каланчевскую площадь в 1933 году в честь комсомольцев-метростроевцев переименовали в Комсомольскую, как подарок к 15-летию ВЛКСМ. Кроме того, в том же году молодые метростроевцы несколько суток героически боролись с оползнями в вырытом котловане и спасли строившуюся станцию подземки, также названную «Комсомольской».

По соседству с Ленинградским вокзалом расположен еще один архитектурный шедевр площади – здание Ярославского вокзала, построенного по проекту знаменитого московского зодчего Федора Шехтеля на месте небольшого старого вокзала, сооруженного в 1862 году. Такая перестройка была предпринята в связи с продлением Ярославской железной дороги до Архангельска и вводом в строй ряда других магистралей, соединивших Москву с Рыбинском, Ивановом и другими городами.

Как и все здания Шехтеля, вокзал построен в стиле русского модерна и напоминает сказочный терем. Фасад украшен лепными гербами Москвы, Ярославля и Архангельска, панно с пейзажами Русского Севера. Всего два года (с 1902 по 1904) потребовалось архитектору для возведения здания, копия которого стоит во Владивостоке, на другом конце Транссибирской магистрали.

Находящийся на противоположной стороне площади Казанский вокзал строился долго. Его первое здание (до 1891 года – Рязанский вокзал) было сооружено в 1862 – 1864 годах. В 1891 году конкурс на право проектирования нового вокзала выиграл архитектор Алексей Щусев, опередивший самого Шехтеля. Однако строительство началось только в 1913, а завершилось в 1926 году. А затем в течение еще 20 лет, практически до смерти архитектора, Казанский вокзал достраивали и реконструировали.

В своей постройке Алексей Щусев использовал самые разнообразные стили – от русского зодчества до готики и голландского барокко. Главную башню вокзала, которую часто сравнивают с башней Казанского кремля, венчает шпиль с самым большим в нашей стране флюгером, изображающим дракона «Зелена» – древний герб Казани. Его вес – 250 килограммов, высота – 2,7 метра. Рядом с угловой башней расположена часовая башенка с белокаменным ажурным узором и часовым колоколом наверху. А на темно-синем циферблате часов изображены позолоченные знаки Зодиака.

А в 1985 –1997 годы в ходе грандиозной реконструкции здания были расширены и перепланированы внутренние помещения, сооружены крыши над перронами, открыты новые залы ожидания для пассажиров. Причем Казанский достраивали в соответствии с проектами, разработанными Щусевым.

По его же проекту в 1925 – 1926 годах был построен по соседству Центральный дом культуры железнодорожников. Под руководством академика возведен и павильон станции метро «Комсомольская-кольцевая». Это здание со шлемовидным серебристым куполом и шпилем со звездой, законченное в 1952 году, стало последней крупной работой архитектора. А сама станция с великолепными мозаичными панно на темы героической истории России, выполненными Павлом Кориным, стала памятником в честь победы в Великой Отечественной войне.

Александр ДАВИДЬЯНЦ
Фото Сергея ТРУНИНА

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31