29 июля 2021 16:01

Ровесники Транссиба

Евгения МУСИХИНА

Железнодорожная династия семьи Авдеевых – ровесница Транссиба. Основатель ее – Павел Кириллович – был в числе тех, кто строил знаменитую магистраль, а в 1892 году заложил в фундамент локомотивного депо Челябинск первый камень. Вместе с ним на 115 лет закрепился в депо и фамильный авдеевский корень.
В локомотивном депо Челябинск Южно-Уральской магистрали трудится пятое поколение машинистов Авдеевых.

Железнодорожная династия семьи Авдеевых – ровесница Транссиба. Основатель ее – Павел Кириллович – был в числе тех, кто строил знаменитую магистраль, а в 1892 году заложил в фундамент локомотивного депо Челябинск первый камень. Вместе с ним на 115 лет закрепился в депо и фамильный авдеевский корень.

25 октября 1892 года Павел Кириллович встречал первый поезд, пришедший из Златоуста в Челябинск по новому участку дороги, а потом обучился сам обслуживать паровозы. Сын Павла Кирилловича – тоже Павел – заменил отца в 1919 году. Павел Павлович работал слесарем в локомотивном депо. Имя его стало известно в 1920 году после субботников по восстановлению знаменитого паровоза «Красный коммунар». Этот паровоз был поставлен во главе поезда с хлебом, который уральцы отправили голодающим рабочим Москвы. Павел Павлович самостоятельно освоил премудрости сначала подручного машиниста паровоза, а потом и машиниста. В Великую Отечественную войну водил поезда на фронт, одним из первых в депо был награжден орденом Ленина.

Вскоре и третье поколение Авдеевых надело железнодорожную форму. Дочь Павла Римма готовила чертежи для первого на ЮУЖД энергоучастка от Челябинска до Златоуста, а сын Виктор стал машинистом. Ему как одному из лучших специалистов доверили водить только что появившиеся электрички.

«Определение у нас на дороге даже было такое: водить по-авдеевски, – вспоминает машинист-инструктор депо Челябинск Виктор Маас. – Это значит аккуратно, экономно. Мощный был машинист Виктор Павлович. Любил работу, депо. Но хотя большую часть своей жизни отдал электропоездам, истинной его страстью были паровозы. Это как у кавалериста – никогда он не забудет своего первого коня».

«Ему еще долго паровозный гудок мерещился, хотя он давным-давно электровозы водил, – вспоминают старые машинисты. – Такой синдром был у всех паровозников. Даже жены машинистов узнавали «свои» паровозы – по свистку».

Почетный железнодорожник Виктор Павлович Авдеев получил право выйти на пенсию в 1979 году, но решил, что отдыхать ему еще рано. Еще почти десять лет бригадирствовал в цехе, где ремонтируют электропоезда.

Эстафету у него приняли сыновья Владимир и Сергей, для которых родной отец стал и первым наставником. Послаблений старший Авдеев им не давал – хотел, чтобы сыновья превзошли его в вождении. Старший из сыновей, Владимир Викторович, отработав в депо тридцать с лишним лет, уже ушел на заслуженный отдых.

«У нас в семье, как соберемся вместе, только и разговоров, что об электричках, – улыбается Сергей Викторович. – Кем стать – не думали. Прадед, дед, батя – все из депо. Машинист – для нас наследственное».

Вот и пятый в поколении Авдеевых, названный в честь деда Виктором, не обошел семейную традицию. Он сменил отца в поездном движении. Получив специальность помощника машиниста, в 2004 году Виктор пришел в Челябинское локомотивное депо. Отсюда его проводили в армию. Отслужив, он вернулся на свое прежнее рабочее место. Сейчас 22-летний Виктор – помощник машиниста, водит электропоезда от Челябинска по всем направлениям дороги. Но в будущем и он видит себя машинистом.

Евгения МУСИХИНА

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31