18 октября 2021 19:00

Конкуренция справится с дефицитом

Сергей ЧЕРЕШНЕВ<br /> Леонид ГРИГОРЬЕВ

Новая дочерняя компания ОАО «РЖД» – открытое акционерное общество «Первая грузовая компания» (ОАО «ПГК») – завершила необходимые процедуры регистрации в Федеральной налоговой службе. До конца нынешнего года Первая грузовая компания будет оперировать парком в 49 тыс. вагонов и выйдет на полную мощность к концу 2008 года.
Новая дочерняя компания ОАО «РЖД» – открытое акционерное общество «Первая грузовая компания» (ОАО «ПГК») – завершила необходимые процедуры регистрации в Федеральной налоговой службе.

До конца нынешнего года Первая грузовая компания будет оперировать парком в 49 тыс. вагонов и выйдет на полную мощность к концу 2008 года.

Совет директоров ОАО «РЖД» утвердил бизнес-план создания ПГК 28 июня, компания зарегистрирована 26 июля, возглавил ее вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев. По его словам, парк ПГК будет составлять до 200 тыс. вагонов. Однако сразу после инвентаризации и внесения в уставный фонд ПГК весь парк будет передан в аренду ОАО «РЖД». Затем в зависимости от объемов заключенных контрактов ПГК начнет использовать подвижной состав самостоятельно. В 2007 году его количество не превысит 49 тыс. единиц. Это будут в основном специализированные вагоны. Работать ПГК начнет в тех сегментах рынка, где уже существует реальная конкуренция между частными операторами. Обратно в аренду РЖД вагоны передаваться не будут. Это специальное обременение, наложенное на ПГК для того, чтобы обеспечить равные условия конкуренции для частных операторов. Все 200 тыс. вагонов перейдут в управление ПГК к 2009 году.

«Первая грузовая получит цистерны, цементовозы, минераловозы, дозаторы. Универсальных полувагонов у нее будет порядка 50 тыс. единиц, – отметил Салман Бабаев. – У специализированных перевозок выше доходность и понятный, ограниченный круг клиентов, хорошо нам знакомых».

ПГК станет крупнейшим оператором на рынке грузовых перевозок. Сейчас на сети всего около 350 тыс. приватных вагонов, а крупнейшие частные операторы владеют парками не более 25 – 30 тыс.

Однако Салман Бабаев считает, что рынок перевозок не претерпит существенных изменений после выхода на него ОАО «ПГК». «Компания выходит на рынок не для того, чтобы кого-то оттуда вытеснить, – заявил он «Гудку». – В условиях дефицита подвижного состава, который сейчас составляет до 15% в разных сегментах рынка, это и невозможно. Реальная конкуренция и борьба за клиента начнется к 2010 году, когда этот дефицит будет ликвидирован. Возможно, с появлением ПГК немного уменьшится рентабельность у ряда частных операторов. Не более того».

Напомним, что в соответствии с целевой моделью рынка железнодорожных перевозок планируется создание второй грузовой «дочки», которая также получит часть вагонов из парка ОАО «РЖД». Салман Бабаев считает, что решение о создании Второй грузовой полностью зависит от государства. Однако он заметил, что создавать ее имеет смысл только после возникновения на рынке профицита подвижного состава, когда и начнется реальная борьба за снижение издержек и повышение качества сервиса.

По мнению генерального директора Агентства управленческих технологий Сергея Лопарева, необходимость создания подобной дочерней компании ОАО «РЖД» была очевидна. «Тот рынок, который завоевали операторы, требует прихода сильного игрока, который был бы способен задать правила конкурентной борьбы, – отметил эксперт. – РЖД были не в состоянии сделать это. Как субъект естественной монополии они находились под жестким контролем государства, прежде всего в области образования тарифов. Создание дочерней компании позволяет РЖД решить эту проблему и работать на рынке высокодоходных перевозок, которые до сих пор были абсолютной вотчиной частных операторских компаний. Они, используя различные лазейки в законодательстве, в прейскуранте, по сути, «снимали сливки» с самых выгодных сегментов рынка перевозок, в то же время не отвечая в полной мере за качество своей работы».

«Создание мощной грузовой «дочки» ОАО «РЖД» заставит неэффективные компании слиться с лидерами, которые располагают мощным вагонным парком, достаточной грузовой базой и выстроенной логистикой перевозочной деятельности, – отметил первый заместитель ООО «Мечел-Транс» Валерий Артемченко. – В итоге выиграет грузовладелец, который сможет снизить транспортные издержки в цене своей продукции. Сейчас на рынке почти две тысячи операторских компаний с мизерным парком».

Сергей ЧЕРЕШНЕВ
Леонид ГРИГОРЬЕВ


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31