18 октября 2021 20:19

Перевалка зашла в тупик

Ринат РЕЗВАНОВ,<br /> соб. корр. «Гудка»<br /> Красноярск – Лесосибирск

Рост объема перевозок и сезонность работы грузоотправителей стали причиной заторов на станции Лесосибирск. У клиентов магистрали и железнодорожников нет единого мнения о том, каким образом можно решить возникшую проблему.
Рост объема перевозок и сезонность работы грузоотправителей стали причиной заторов на станции Лесосибирск. У клиентов магистрали и железнодорожников нет единого мнения о том, каким образом можно решить возникшую проблему.

Через грузовую станцию второго класса Лесосибирск (Красноярская железная дорога) и местный речной порт идет перевалка грузов на север Красноярского края. В последнее время, с развитием в регионе крупных инвестпроектов, объемы погрузки в Лесосибирске стали активно расти. К северному завозу и поставкам сырья в адрес Норильского горно-металлургического комбината добавился новый грузопоток.

«До конца навигации речной порт планирует принять с железной дороги крупный заказ щебня в адрес Ванкорского нефтяного месторождения. Кроме того, на 60% в этом году возрастет перевалка в вагоны свинцово-цинковой руды с Новоангарского горно-обогатительного комбината», – сообщил «Гудку» заместитель гендиректора ОАО «Лесосибирский порт» Александр Пустоваров.

Рост перевозок и сезонность работы речного порта создали проблемы у железнодорожников. В короткий период навигации в Лесосибирске участились заторы подвижного состава. Например, в конце июня здесь скопилось свыше ста вагонов, из-за чего резко возросли нагрузки на маневровый локомотив.

Причину заторов на станции грузоотправители видят в отсутствии предварительной подсортировки вагонов. Они предлагают увеличить пропуск вагонопотока на станции, внеся коррективы в технологию перевозок.

«На сортировочной полугорке станции Ачинск-1, где формируются составы на Лесосибирск, можно распределять вагоны по получателям, чтобы при заходе в Лесосибирск отцеплять их в зависимости от назначения в южном или северном парке», – считает Мария Григорьева, начальник коммерческого отдела одного из крупных грузоотправителей магистрали – Маклаковского ЛДК-1.

Этого мнения придерживаются и в речном порту. По словам Александра Пустоварова, сейчас подсортировка вагонов начинается уже в Лесосибирске, из-за чего с момента поступления поезда до его захода в порт проходит пять часов.

Однако станция Ачинск-1, занимающая узловое положение на Транссибе, сейчас не в состоянии взять на себя дополнительные распределительные функции – здесь и так не хватает сортировочных путей.

«На каждом пути мы вынуждены копить по два-три поездных назначения, – говорит замначальника станции Ачинск-1 Валерий Гузанов. – Для подсортировки же в адрес Лесосибирска нам дополнительно потребуется еще три пути».

В службе перевозок КрЖД ачинскую подсортировку лесосибирских вагонов считают нецелесообразной. «Перерабатывающая мощность ачинской полугорки на сегодня полностью перекрыта. Поэтому подсортировка и сосредоточена в Лесосибирске», – сообщил «Гудку» первый заместитель начальника службы перевозок КрЖД Николай Шовковый.

Для ускорения маневровой работы в Лесосибирске, считает Николай Шовковый, нужно ввести в эксплуатацию новый пост электрической централизации (ЭЦ), под чей контроль перешла бы регулировка стрелками и сигналами в обоих парках станции.

Согласен с этим мнением и замначальника Красноярского отделения КрЖД по перевозкам Олег Шаталов.

«Для оперативной работы станции необходимо уйти от архаичной системы ручных стрелочных переводов. Так, если при автоматическом режиме на перевод стрелок требуется 1,3 секунды, то при ручном – а на станции используются устаревшие устройства, установленные здесь в 1962 году, – на это уходит до 15 минут», – сообщил он «Гудку».

Попытка перевести Лесосибирск на ЭЦ была предпринята еще в 1993 году. Но из-за недостаточного финансирования в 1999 году строительство поста ЭЦ на станции было заморожено. Весной этого года в ходе комиссионного осмотра дороги начальник магистрали Владимир Рейнгардт поднял вопрос о необходимости возведения поста ЭЦ.

Как сообщили «Гудку» в службе перевозок КрЖД, в департамент управления перевозками ОАО «РЖД» уже подана заявка на включение объекта в проект программы финансирования на 2008 – 2009 годы. По оценке проектного института «Красжелдорпроект», общая стоимость достройки поста ЭЦ составит около 200 млн руб. Причем предварительное согласие на выделение средств уже получено.

«Важно, что при вводе поста ЭЦ уйдет в прошлое тяжелый ручной труд дежурных стрелочных постов, повысится уровень безопасности труда и движения», – подчеркнул Олег Шаталов.

Однако один лишь пост ЭЦ не решит проблемы пропуска составов в Лесосибирском узле. Как рассказали «Гудку» на Красноярском отделении КрЖД, для ликвидации заторов необходимо изменить организацию работ в самом речпорту.

«Состояние подъездных путей в порту неудовлетворительное, – говорит Олег Шаталов. – Выгрузка ведется грейферами, которые не только бьют вагоны, но и увеличивают время проведения работ до одного часа на вагон. Выходом могло бы стать строительство повышенного пути, который резко сократит время отгрузки».

По словам замначальника отделения, недостаточен и фронт выгрузки угля в порту, способный принять всего 18 вагонов. «Замедление в порту сказывается на работе всего узла, ведь порожняк из порта сразу уходит в адрес местных лесокомбинатов», – заявил он.

Но в порту не согласны с мнением руководства отделения – речники винят в проблемах железнодорожников.

«Подводит маневровый тепловоз, – говорит Александр Пустоваров. – Вместо четырех раз в сутки он подается два, а то и один раз. Раньше вообще работал всего один маневровый локомотив, и только весной к нему добавили второй. Кроме того, подача вагонов в порт должна быть более ритмичной».

В руководстве порта «Гудку» также сообщили, что из-за короткого навигационного сезона не имеет смысла заниматься расширением фронта выгрузки вагонов.

При этом портовое начальство не скрывает, что в порту есть путь, находящийся в неудовлетворительном состоянии. Только своей вины в этом речники не видят – полотно на балансе Суриковской дистанции пути КрЖД, которая обещает отремонтировать его уже до конца этой недели.

Ринат РЕЗВАНОВ,
соб. корр. «Гудка»
Красноярск – Лесосибирск


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31