29 ноября 2021 14:18

Депо на продажу

Всеволод КОЛУПАЕВ

ОАО «РЖД» намерено в течение двух месяцев провести конкурсные торги по продаже ряда вагоноремонтных депо и навести порядок во взаимоотношениях ЦДРВ и владельцев приватного парка.

Текущую ситуацию и перспективы вагоноремонтного рынка обсудили на «круглом столе» в «Гудке» топ-менеджеры ОАО «РЖД» и представители крупнейших компаний – владельцев подвижного состава.

По словам вице-президента ОАО «РЖД» Валерия Решетникова, ОАО «РЖД» остается основным поставщиком вагоноремонтного сервиса, однако продажа ряда вагоноремонтных депо будет способствовать формированию полноценного рынка вагоноремонта. Одна из целей «круглого стола» – определить готовность потенциальных покупателей к развитию этого бизнеса.

«Круглый стол» начался с обсуждения проблем, которые возникают при обслуживании приватных вагонов в депо Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов (ЦДРВ). Претензии есть и к срокам, и к качеству.

В июне для решения этих проблем создана рабочая группа, в состав которой вошли как представители ОАО «РЖД», так и потребители услуг по ремонту вагонов. Сегодня собственники грузовых вагонов, например, получили возможность заключения с ЦДРВ единого договора на проведение плановых видов ремонта с размещением объектов по всей вагоноремонтной базе компании.

Приступая к обсуждению вопроса о перспективах продажи вагоноремонтных депо, Валерий Решетников отметил, что список предприятий, выставляемых на конкурсные торги, определен советом директоров компании и опубликован на сайте ОАО «РЖД». Это 25 вагоноремонтных депо, расположенных на 12 железных дорогах. Их совокупная мощность позволяет ремонтировать более 57 тыс. грузовых вагонов в год. Самые крупные объекты – ремонтные депо Мураши Горьковской, депо Верхний Уфалей Южно-Уральской и депо Абдулино Куйбышевской железных дорог. Мощность двух первых – по четыре, а депо Абдулино – три тысячи вагонов в год.

По словам начальника департамента корпоративного строительства и реформирования ОАО «РЖД» Валерия Веремеева, по условиям конкурса покупатель депо должен гарантировать, что на протяжении как минимум пяти лет после продажи предприятие должно заниматься профильным бизнесом – ремонтом вагонов. Кроме того, компания-покупатель обязана взять на себя обеспечение всех социальных гарантий по отношению к работникам и сохранить трудовые коллективы.

ОАО «РЖД» рассматривает два варианта проведения конкурсных торгов. Либо закрытый конкурс, когда победителя определяет экспертная комиссия по результатам рассмотрения заявок, либо открытый аукцион, когда депо достанутся участнику, предложившему большую цену. Этот вариант больше устраивает владельцев приватного подвижного состава. Например, начальник департамента подвижного состава ООО «Новая перевозочная компания» (НПК) Александр Скотников уверен, что открытые торги сведут к минимуму возможность нарушений и фальсификаций. Он видит и угрозу при приватизации вагоноремонтных мощностей. «Если ОАО «РЖД» в любом случае ремонтирует наши вагоны, то владельцы частных вагоноремонтных депо в приоритетном порядке займутся обслуживанием собственного парка». Однако, по мнению заместителя председателя Ассоциации собственников подвижного состава, технического директора ООО «Дальневосточная транспортная группа» (ДВТГ) Ирины Чиганашкиной, большинство компаний, претендующих на покупку депо, как раз хотят развивать вагоноремонт как бизнес. «Я знаю серьезные компании, у которых не так много собственных вагонов, но есть средства и желание заниматься вагоноремонтным сервисом», – говорит Ирина Чиганашкина. Дальневосточная транспортная группа никогда не скрывала намерения приобрести у ОАО «РЖД» вагоноремонтные предприятия. «Покупка депо – более простое решение проблемы, чем строительство нового предприятия. Не нужно будет заново получать «клеймо», то есть лицензию на вагоноремонтную деятельность, и заново подбирать коллектив», – считает представитель ДВТГ.

Оценка депо проведена. Однако оглашать ее Валерий Веремеев считает преждевременным до принятия Правительством РФ решения о снятии ограничений в обороте с имущества депо и согласования уровня оценки. Необходимые для этого документы ОАО «РЖД» передаст в Росжелдор в августе – сентябре этого года. В дальнейшем сроки проведения конкурса будут зависеть от сроков принятия соответствующих решений Правительства РФ.

Всеволод КОЛУПАЕВ


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31