29 ноября 2021 14:55

Регионы дополняют стратегию

Игорь ЕВДОКИМОВ <br /> Татьяна ОВЧАРОВА,<br /> собкоры «Гудка»<br /> Ростов-на-Дону, <br /> Санкт-Петербург

Еще в двух федеральных округах состоялось представление проекта «Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года».  Сегодня, по словам президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, развитие железнодорожного транспорта приобретает характер государственной геополитической задачи.
Еще в двух федеральных округах состоялось представление проекта «Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года». В обоих регионах руководители субъектов Федерации высказали свои пожелания в адрес разработчиков стратегии.

Сегодня, по словам президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, развитие железнодорожного транспорта приобретает характер государственной геополитической задачи. Однако отсутствие на протяжении последних 15 – 20 лет государственных инвестиций в развитие железнодорожного транспорта привело к тому, что уже сегодня более 8 тыс. км – а это почти 10% сети железных дорог России – имеет ограничения по пропускной способности. Израсходован ресурс 1800 локомотивов, около 130 тыс. грузовых вагонов и свыше 7 тыс. пассажирских вагонов.

«Без принятия энергичных мер по модернизации структуры и обновлению подвижного состава к 2011 году железнодорожный транспорт может стать фактором не ускорения, а сдерживания экономического роста», – считает Владимир Якунин, отмечая, что для предотвращения подобной ситуации модернизация и расширение сети железных дорог должны осуществляться за счет средств государства и частного капитала. Тем более что мировой опыт свидетельствует об успешности такого рода партнерства.

В целом программа, предусмотренная «Стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года», оценивается в 10,3 трлн руб. Из этих средств 30% должно пойти на модернизацию существующих линий, 40% – на строительство новых и 30% – на обновление подвижного состава. Основную часть расходов – 52% – готово взять на себя ОАО «РЖД». Остальное поступит из федерального центра (26%), от частных инвесторов (19%) и региональных бюджетов (7%).

Средства, которые будут направлены в Северо-Западный федеральный округ, составят около 1 трлн руб.

Как заявил Владимир Якунин, именно на Северо-Запад наряду с Дальним Востоком будут направлены основные усилия по развитию железнодорожной инфраструктуры. Согласно разработанному проекту здесь должно быть построено 1500 км новых линий и 2500 км вторых путей. На развитие же железнодорожной инфраструктуры Южного федерального округа предусмотрено 585 млрд руб. Руководители регионов ЮФО в целом одобрили проект стратегии развития железнодорожного транспорта и решили рекомендовать Правительству РФ принять его. Вместе с тем ряд губернаторов южных регионов предложили внести в проект несколько дополнительных пунктов.

Губернатор Ростовской области Владимир Чуб поставил вопрос о необходимости решить проблему разводного железнодорожного моста через Дон в Ростове, который, по его словам, уже сдерживает судоходство, а в случае строительства второй нитки Волго-Донского канала станет серьезным препятствием в продвижении грузопотоков по Дону. Губернатор Ставропольского края Александр Черногоров отметил необходимость строительства железнодорожной линии, напрямую соединяющей Ставрополье с Черноморским побережьем.

До 9 августа все озвученные предложения будут представлены в администрацию ЮФО. 11 августа руководство округа представит их в ОАО «РЖД» и Минтранс для включения в приложение к «Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года» или в Федеральную целевую программу развития транспортной системы.

Высказали свое мнение и руководители регионов Северо-Западного округа. Так, губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов считает, что стратегия будет не полной, если не внести в нее планы по развитию западного берега Кольского залива. Представители Псковской области отметили необходимость дополнения стратегии планами строительства железнодорожной линии Псков – Гдов и электрификации участка Луга – Псков. Для Калининграда самым актуальным вопросом является строительство участка, по которому грузовые поезда смогут идти в порт Балтийск, минуя Калининград.

Вместе с тем губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков дал положительную оценку самому факту появления стратегии. Однако во взаимоотношениях региона и железнодорожников сохраняются острые углы.

Так, нерешенной остается проблема выноса грузового движения с участка Санкт-Петербург – Хельсинки, где будут курсировать поезда со скоростью 200 км/ч. Обсуждение проекта длится около трех лет, и неожиданно ситуация развернулась не в пользу ОАО «РЖД». Сейчас началу проектно-изыскательских работ под строительство вторых путей через промзоны Выборга препятствуют результаты общественных слушаний. По мнению выборжан, прохождение цистерн с нефтепродуктами негативно скажется на экологической ситуации в городе.

Владимир Якунин дал достаточно резкую оценку такой позиции: «Если Выборг против строительства, мы найдем возможность направлять грузы через курортные районы, в обход Зеленогорска. Однако это значит, что в направлении Приморска и Высоцка ни одной лишней тонны груза не пойдет».

К заявлению президента ОАО «РЖД» жителям региона стоит прислушаться, ведь, по прогнозам институтов «Гипротранспуть» и «Ленгипротранс», к 2020 году совокупный объем грузов, обрабатываемых Высоцком и Приморском, должен составить 40 – 45 млн тонн в год.

Игорь ЕВДОКИМОВ
Татьяна ОВЧАРОВА,
собкоры «Гудка»
Ростов-на-Дону,
Санкт-Петербург



Справка «Гудка»
    Проект «Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года» предусматривает строительство в ЮФО линии Ахтуба – Паласовка протяженностью 131 км в обход Казахстана и строительство участка либо Волгоград – Элиста (260 км), либо Элиста – Аксарайская (265 км) для создания прямого выхода из Центральной части России в Республику Калмыкия.

    Также планируется реконструировать грузообразующую линию Солдатская – Тырныауз протяженностью 95 км, предназначенную для освоения месторождений строительных материалов в Приэльбрусье, построить новый 60-километровый двухпутный электрифицированный участок Кореновск – Тимашевская. Кроме того, рассматривается вопрос модернизации уже существующих линий со строительством новых на лимитирующих участках с обходом территории Украины. В случае реализации этого проекта расстояние от Москвы до Адлера будет преодолеваться за 15 час. Предварительная стоимость – около 400 млрд руб.

    В Северо-Западном округе проект стратегии предусматривает создание и развитие участков скоростного и высокоскоростного движения, развитие порта Усть-Луга и Мурманского транспортного узла, развитие железнодорожной паромной переправы Усть-Луга – Балтийск – Засниц (Германия).

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31