27 июля 2021 03:06

Люди покинут подстанции

Николай ПОРЕЦКИЙ,<br /> соб. корр. «Гудка»<br /> Ярославль

Успешный опыт использования оптических измерительных преобразователей на Северной железной дороге позволит всем магистралям страны перейти на дистанционные технологии эксплуатации тяговых подстанций.

На тяговой подстанции Кадниковский Вологодского отделения Северной дороги в начале 2007 года впервые в России внедрены высоковольтные оптические измерительные преобразователи напряжения и тока NXVCT, изготовленные в Канаде. Сейчас подводятся итоги их опытной эксплуатации.

Как сообщил «Гудку» главный инженер службы электрификации и электроснабжения СЖД Юрий Попов, измерительные комплексы нового поколения позволяют создать полностью цифровые системы автоматизации подстанций. А именного этого требует Национальный стандарт МЭК 61850, принятый в России в прошлом году. В стратегических планах ОАО «РЖД» – переход на «безлюдные» технологии эксплуатации подстанций и ремонт их оборудования исходя из их технического состояния, а не по графику. Этого можно добиться с внедрением новейших технологий измерения, обработки и передачи информации.

Проектирование, монтаж и пусконаладочные работы велись без привлечения производителей оборудования, а только силами специалистов ярославского инженерно-технического центра «Континуум +». Инициатором испытаний новой измерительной техники для тяговых подстанций железных дорог выступило ООО «Инженерный центр «ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ». Финансирование пилотного проекта на СЖД осуществляется за его счет, без привлечения средств ОАО «РЖД».

«Стоимость установки одного комплекта преобразователей представляет коммерческую тайну. Но могу сказать, что она сопоставима со стоимостью измерительного комплекса, построенного на традиционных медных измерительных трансформаторах, – сообщил «Гудку» вице-президент ООО «Инженерный центр «ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ» Павел Бандура. – Причем один такой преобразователь выполняет работу сразу двух трансформаторов, фиксируя одновременно и уровень напряжения, и силу тока».

По словам начальника группы тяговых подстанций Вологодской дистанции электроснабжения Сергея Кильдюшова, установленные на испытательном полигоне в Кадниковском трехфазные комплексы, в отличие от стандартного оборудования, безвредны для природы, так как не используют в процессе эксплуатации масла или элегаз, которые загрязняют окружающую среду. Конструкция преобразователя не предусматривает и наличия высоковольтных обмоток, благодаря чему повреждение оборудования не приведет к аварийному отключению высоковольтной линии. Кроме того, оптические преобразователи, в отличие от электромагнитных трансформаторов, не взрывоопасны, гораздо более компактны и легки, что облегчает их установку и эксплуатацию.

Интерес к испытаниям новых преобразователей уже проявили коллеги энергетиков Северной дороги из РАО «ЕЭС России», с других магистралей страны. В случае успеха испытаний нового оборудования внедрение установок начнется на российских железных дорогах за счет инвестиций ОАО «РЖД».

Предварительные же результаты опытной эксплуатации оптических измерительных преобразователей оказались успешными. Так, за счет повышения точности измерений тока и напряжения расход электроэнергии на подстанции Кадниковский снизился почти на 1 млн руб. в год. Вместе с тем применение преобразователей NXVCT на СЖД показало: их внедрение потребует оснащения тяговых подстанций современными устройствами микропроцессорной защиты.

«В целом преобразователи надежны и экономичны, их обслуживание сводится лишь к периодической очистке от пыли, что резко снижает трудозатраты. А главное – они позволяют с высокой точностью измерять различные электрические величины и оценивать до 100 гармонических составляющих тока. Это открывает новые возможности учета и контроля качества электроэнергии, поставляемой дорогам для осуществления тяги поездов», – считает Сергей Кильдюшов.

Николай ПОРЕЦКИЙ,
соб. корр. «Гудка»
Ярославль

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31