25 июля 2021 06:27

Балтийский экспресс

Евгений ВОСТРУХОВ

Проект Rail Baltica, который осуществляется под эгидой ЕС и должен соединить скоростной линией Хельсинки, Таллин, Ригу, Каунас и Варшаву, сдвинулся с мертвой точки. На пограничной станции Моцкава был открыт скульптурный комплекс, знаменующий начало работ на первом этапе этого внушительного проекта.
Проект Rail Baltica, который осуществляется под эгидой ЕС и должен соединить скоростной линией Хельсинки, Таллин, Ригу, Каунас и Варшаву, сдвинулся с мертвой точки.

Литовско-польская делегация, возглавляемая министром сообщения Литвы Альгирдасом Буткявичюсом и секретарем министерства транспорта Польши Богуславом Кавальским, на днях осмотрела участок будущей железнодорожной магистрали Rail Baltica на территории Польши и Литвы.

На пограничной станции Моцкава был открыт скульптурный комплекс, знаменующий начало работ на первом этапе этого внушительного проекта.

Идея строительства общеевропейской железной дороги появилась на свет в конце прошлого века с целью развития европейской транспортной сети (TEN-T). Несколько лет назад Брюссель включил новостройку в число приоритетных, выделил средства для технико-экономических расчетов. Однако подготовка документации затягивается, и прибалты решили взять инициативу в свои руки.

Осмотр «этапной трассы» начался в Варшаве, где делегации сели на поезд и отправились в направлении польско-литовской границы. По пути поляки поделились своими планами модернизации дороги с целью достигнуть скорости 120 – 160 км/ч. Со своей стороны г-н Буткявичюс сообщил, что часть средств на подготовку техдокументации уже выделена и подана заявка на финансирование из фонда TEN-T на 2007 – 2013 годы. На проектные работы Литва надеется дополнительно получить 13,5 млн евро, а на строительные – 64 млн евро.

А Ковальский подчеркнул, что очереди на автодорогах Балтии ежедневно демонстрируют, как важно часть грузов с фур переложить на железную дорогу. По его словам, на ее модернизацию в направлении литовской границы уже выделено 200 млн евро. В свою очередь, Альгирдас Буткявичюс предложил созвать международную конференцию и обсудить перспективы развития транспорта и логистики в Балтийском регионе.

Интерес к поэтапному введению в строй дорогостоящей магистрали проявили эстонцы. Правительство Эстонии уже приняло решение поддержать инициативу соседей и в ближайшее время подписать с Латвией соответствующий договор. Причем в первой фазе железнодорожное сообщение между Таллином и Ригой пройдет через Валгу, сообщили в министерстве экономики и коммуникаций республики.

Конечная цель – к 2016 году построить магистраль с единым европейским стандартом, соединяющую Балтийские государства и Польшу. И, возможно, через них – Германию и Россию. Министр иностранных дел ФРГ Франк Вальтер Штейнмайер во время недавнего визита в Литву высоко оценил потенциальные возможности новой магистрали и отметил, что Германия заинтересована в развитии экономических контактов с Литвой и всем Балтийским регионом.

Франк Вальтер Штейнмайер заявил журналистам, что не исключает также идею дальнейшего развития инфраструктуры международного маршрута, конкретно – строительства железнодорожной линии Берлин – Санкт-Петербург, которая пройдет через страны Балтии. Министр добавил, что вопрос о реализации «расширенного проекта» Rail Baltica обсудит с представителями государственного оператора Deutsche Bahn.

При этом вполне возможно, что ОАО «РЖД» тоже будет предложено принять участие в осуществлении проекта трансъевропейской линии.

Вопрос об участии России в нем поднимало также руководство министерства сообщения Латвии во время обсуждения транспортных проблем на июльском заседании российско-латвийской межправительственной комиссии в Риге.

Пока эксперты пришли к выводу, что проект может быть выгодным для экономик всех стран-участниц. Но маршрут сложен с финансовой точки зрения – вложения в железнодорожные инфраструктурные проекты в Европе вообще не пользуются популярностью у инвесторов, в том числе и частных.

Поэтапное же сооружение дороги поможет на первых порах обойтись меньшими средствами и накопить опыт в эксплуатации путей с колеей различной ширины.

Евгений ВОСТРУХОВ


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31