20 октября 2021 22:10

Система контролирует качество

В рамках внедрения системы менеджмента качества в хозяйстве автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» планируется реализовать комплекс мероприятий, которые помогут повысить уровень безопасности движения поездов.
В рамках внедрения системы менеджмента качества в хозяйстве автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» планируется реализовать комплекс мероприятий, которые помогут повысить уровень безопасности движения поездов.

Основной целью внедрения системы менеджмента качества (СМК) в хозяйстве является обеспечение надежной работы устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. Причем для достижения максимального эффекта СМК должна охватить не только его структурные подразделения, но и организации, занимающиеся разработкой, проектированием, производством, строительством и монтажом оборудования СЦБ.

По словам начальника департамента автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» Виталия Кайнова, именно комплексность управления внутренними, межхозяйственными и внешними бизнес-процессами, а также контроль общесистемных показателей качества позволит добиться наиболее положительного результата.

Кроме того, чтобы достичь поставленной цели, необходимо будет постепенно уйти от некоторых традиционных подходов к системе эксплуатации. Но до этого эсцебистам предстоит еще решить ряд проблем, накопившихся за последнее десятилетие.

Одна из самых серьезных – старение основных фондов инфраструктуры хозяйства автоматики и телемеханики. Так, с превышением нормативного срока эксплуатируется около 74% общего числа стрелок ЭЦ и более 47% автоблокировки. Замены требует почти половина линейных пунктов систем диспетчерской централизации, срок службы выработали 1,4 тыс. вагонных замедлителей и 237 компрессорных установок.

«На сети железных дорог наблюдается устойчивое старение оборудования СЦБ, – рассказывает Виталий Кайнов. – Практически все средства железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ), введенные до 1990 года, по своему качественному уровню не удовлетворяют современные требования комплексной автоматизации перевозочного процесса. Морально и технически устаревшие системы ЖАТ несовместимы с системами верхнего уровня автоматизации и информатизации перевозочного процесса, что является сдерживающим фактором для внедрения информационных технологий.

Помимо этого внедрение прогрессивных методов обслуживания и ресурсосберегающих технологий сдерживается недостаточным уровнем технологического оснащения структурных подразделений хозяйства в целом. Именно поэтому требуется ускорить процесс обновления и модернизации средств железнодорожной автоматики и телемеханики.

Для реализации технологического усиления хозяйства СЦБ на период 2007– 2030 годов определены необходимые объемы финансирования, размер которых, по расчетам специалистов, составил около 42 млрд руб. В качестве инновационных подходов в этом вопросе предлагается применение специализированного самоходного подвижного состава для обслуживания и ремонта оборудования ЖАТ, использование спецавтотранспорта, средства механизации трудоемких процессов, а также мобильной диагностической аппаратуры.

Значимым направлением развития инфраструктуры хозяйства станет создание малообслуживаемого напольного оборудования железнодорожной автоматики, средств механизации сортировочных горок нового поколения с элементами резервирования и диагностики. Надежности кабельных сетей СЦБ, а также снижения затрат на их содержание и модернизацию планируется достичь за счет применения современных марок сигнально-блокировочных кабелей, герметичных подземных разветвительных кабельных муфт и шкафов. При этом для укладки кабеля будут использоваться самые современные технологии.

Для повышения надежности работы сигнальных приборов уже внедряются светодиодные светооптические системы. В итоге это позволит не только повысить безопасность движения поездов, но и сократит потребление электроэнергии и уменьшит эксплуатационные расходы.

Кроме того, ставка будет сделана на использование средств цифровой радиосвязи и спутниковой навигации, которые помогут расширить функциональные возможности оборудования СЦБ. Благодаря таким технологиям можно будет не только обмениваться данными о дислокации поездов, но и реализовать принцип многоконтурности получения исходной информации, к примеру, о состоянии перегонов, нахождении локомотива на участке, скорости движения поезда, вероятном времени его подхода к станции.

Внедрение принципиально новых технических средств и модернизация эксплуатируемого оборудования, а также совершенствование технологий производства лягут в основу соблюдения одного из принципов СМК – постоянного улучшения процесса выполнения работ и их результатов.

Еще одним важным принципом системы менеджмента качества является принятие решений, основанных на фактах. Для его реализации в хозяйстве автоматики и телемеханики будет создана сетевая многоуровневая система диагностики и мониторинга устройств СЦБ.

Впрочем, основное достоинство данной системы в ее неограниченных функциональных возможностях. По словам Виталия Кайнова, она поможет не только снизить количество отказов оборудования ЖАТ за счет своевременного выявления их предотказных состояний, но и повысит технологическую дисциплину путем контроля за выполнением регламентных работ. На данный момент это особенно актуально. Результаты анализа работы хозяйства за последние годы показывают, что до 96% случаев брака и нарушения нормальной работы устройств железнодорожной автоматики, допущенных по вине эсцебистов, классифицируется как нарушение технологии обслуживания.

В феврале этого года на Октябрьской магистрали был введен в опытную эксплуатацию первый на сети железных дорог Центр технической диагностики и мониторинга оборудования СЦБ. В основе его работы – аппаратно-программный комплекс диспетчерского контроля (АПК ДК), который позволяет с помощью специальных датчиков контролировать техническое состояние устройств и систем железнодорожной автоматики.

На Октябрьской дороге АПК ДК оборудовано более 1,5 тыс. км, в том числе на таких грузонапряженных участках, как Санкт-Петербург – Москва и Санкт-Петербург – Кошта. Уже сейчас система диагностики и мониторинга позволяет ежедневно устранять до 2 – 3 предотказных ситуаций, которые впоследствии могли бы обернуться серьезными сбоями в работе устройств СЦБ.

В ближайшей перспективе система начнет контролировать работу оборудования на участках, входящих в транспортный коридор «Кузбасс – Северо-Запад», а также на участке скоростного движения Санкт-Петербург – Выборг – Бусловская. Помимо этого центры диагностики и мониторинга устройств СЦБ планируется организовать на Западно-Сибирской, Северо-Кавказской, Куйбышевской, Свердловской и Московской дорогах, расширив тем самым опытный полигон.

Конечная же цель создания центров мониторинга и диагностики – переход от планово-предупредительной технологии обслуживания оборудования к прогрессивному методу обслуживания «по состоянию». В первом случае электромеханики СЦБ с определенной периодичностью вынуждены осматривать все устройства вне зависимости от их состояния, что в целом является довольно затратным и не всегда эффективным способом. Во втором подразумевается выезд специалиста к конкретному прибору, о самых незначительных проблемах в работе которого просигнализирует система диагностики.

Столь рациональное использование рабочего времени обслуживающего персонала поможет решить и проблему нехватки кадров в хозяйстве. Укомплектованность эксплуатационного штата в дистанциях СЦБ к действующим нормативам составляет чуть более 83% по электромеханикам и около 70% – по электромонтерам. К тому же проблема усугубляется старением персонала, что ставит ее в разряд первостепенных.

Для решения кадрового вопроса в департаменте автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» планируется разработать ряд мероприятий. Причем одним из важных направлений станет привлечение в хозяйство молодых специалистов. Для сохранения кадров будет продумана система мотивации персонала, которая к тому же послужит стимулом к качественному труду. Тем самым будет соблюден еще один принцип СМК, а именно активное вовлечение всех в работу по обеспечению качества технического обслуживания и ремонта оборудования СЦБ.

Кроме того, в планах руководства департамента – осуществлять целевую подготовку специалистов высшей квалификации с привлечением разработчиков эксплуатируемых устройств и представителей науки. В дальнейшем предполагается концентрировать таких специалистов в технических центрах автоматики и телемеханики при ЕДЦУ. Каждый из них будет обеспечен достойной заработной платой в соответствии с квалификацией и сложностью выполняемых работ.

Справка «Гудка»
    В хозяйстве автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» функционирует 207 линейных дистанций сигнализации, централизации и блокировки. Средняя протяженность дистанции СЦБ по сети составляет 452,2 км, среднее количество работающих – 186 человек.

    Среднесписочная численность в хозяйствах автоматики и телемеханики железных дорог в основной деятельности составляет около 39 тыс. человек, в том числе занятых на эксплуатации – 38,7 тыс. человек. Обслуживанием устройств СЦБ на сети занимаются порядка 700 начальников участков, около 3,8 тыс. старших электромехаников, более 19,1 тыс. электромехаников и около 6,9 тыс. электромонтеров.

    Методическое (техническое и нормативно-технологическое) руководство линейными подразделениями СЦБ осуществляется:
    – на верхнем уровне аппарата управления – департаментом автоматики и телемеханики ОАО «РЖД»;
    – на дорожном уровне – службой автоматики и телемеханики железной дороги;
    – на отделенческом уровне – отделом инфраструктуры или сигнализации и связи отделения железной дороги.

    В ведении департамента автоматики и телемеханики также находится проектно-конструкторское технологическое бюро – филиал ОАО «РЖД» (ПКТБ ЦШ).

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31