28 июля 2021 01:22

«Белкомур» привьют от коррупции

Георгий ЛЕТОВ, <br /> соб. корр. «Гудка» <br /> Екатеринбург

Проект железнодорожной магистрали «Белкомур» будет направлен на антикоррупционную экспертизу. Об этом на прошедшем в Перми заседании рабочей группы по развитию транспорта Приволжского федерального округа рассказал «Гудку» генеральный директор Фонда межрегионального экономического развития Приволжского федерального округа (ПФО) Роман Балашов.
Проект железнодорожной магистрали «Белкомур» будет направлен на антикоррупционную экспертизу.

Об этом на прошедшем в Перми заседании рабочей группы по развитию транспорта Приволжского федерального округа рассказал «Гудку» генеральный директор Фонда межрегионального экономического развития Приволжского федерального округа (ПФО) Роман Балашов.

По его словам, эксперты из ПФО «постараются минимизировать потенциальную коррупционную емкость «Белкомура» на стыке с современным законодательством», чтобы не дать нечестным чиновникам шанса найти в нем всяческие лазейки.

«Чем больше непрозрачных мест, огрехов и двойных толкований эксперты извлекут из проекта, тем он будет привлекательнее для потенциальных инвесторов, и тем охотнее в него пойдет бизнес. Это даст «Белкомуру» серьезные конкурентные преимущества. Механизм таких экспертиз уже наработан в ПФО, и сейчас мы перенесем этот опыт на крупный частно-государственный проект», – подчеркнул он.

Впрочем, пока говорить об экспертизе рано, ведь не решен главный вопрос предстоящего строительства – направление трассы. На различных его презентациях до сих пор показывают два варианта магистрали.

По первому трасса стартует с Транссиба от станции Григорьевская, далее через Кудымкар и Гайны – на Архангельск.

Второй берет начало вдали от главной железнодорожной артерии страны – из Соликамска.

И хотя оба варианта предварительно включены в стратегию развития железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» до 2030 года, руководство региона, Минтранс и железнодорожники склоняются именно ко второму сценарию.

«Стратегически правильно вести «Белкомур» не от Кудымкара, а от Соликамска, – заявил губернатор Пермского края Олег Чиркунов. – В таком случае в створе железной дороги окажутся Екатеринбург, Соликамск, Архангельск, Мурманск. Транспортный коридор Финляндия – Урал будет проведен словно по линейке».

С этим согласен и замглавы Минтранса РФ Александр Мишарин.

«Соликамский вариант мне кажется интереснее, – сказал он «Гудку». – Кстати, при реализации этого варианта в проект «Белкомур», безусловно, может быть включена и 53-километровая обходная трасса вокруг Березников от Яйвы до Соликамска».

И хотя оба сценария проекта еще только готовятся к защите в Инвестфонде, транспортная, промышленная и политическая элита ПФО обсуждает, в основном, второй.

Как заявил региональный куратор «Белкомура», заместитель председателя правительства Пермского края Михаил Антонов, при реализации второго сценария направления трассы расстояние пробега груза с Урала до Северо-Запада России сократится на 800 км, что снизит его стоимость на 40%. Общий объем будущего грузопотока «Белкомура» оценивается в 24 млн тонн ежегодно, основными грузами станут энергетические угли, бокситовая руда, коксующиеся угли, глинозем и хлористый калий. На Белое море с Прикамья по железной дороге пойдет в первую очередь хлористый калий – около 11 млн тонн экспортного сырья ежегодно.

«Направление «Белкомура» Соликамск – Архангельск наиболее эффективно расшивает инфраструктурные тупики сразу трех субъектов России – Республики Коми, Пермского края и Архангельской области, – подчеркнул Михаил Антонов. – В производство будут вовлечены новые ресурсы, значительно расширится участие России в международных транспортных перевозках». «Белкомур», по мнению пермяков, вызовет к жизни десятки промышленных проектов. Так, по словам Михаила Антонова, общий объем инвестиций в крупнейшие предприятия Пермского края до 2012 года превысит 70 млрд руб., что приведет к увеличению грузопотока через пять лет на 30 – 40%. Не останется на обочине магистрали и Республика Коми – грузопоток до 2012 года вырастет там на 40 – 50%.

Новое строительство 580-километрового южного участка «Белкомура» Соликамск – Гайны – Сыктывкар потребует 53 млрд руб., северного участка от Архангельска до Сыктывкара – 17 млрд. Деньги предполагается получить из Инвестфонда России. Около 5 млрд руб. государственных инвестиций потребуется для обустройства железной дороги вблизи Архангельска и столько же денег ожидают от заинтересованных коммерсантов для реконструкции Архангельского порта.

Проект создаст в регионе 25 тыс. новых рабочих мест и привлечет в бюджеты различных уровней до 25 млрд руб. налоговых поступлений ежегодно. Общий же объем инвестиций, которые будут вложены в развитие экономики регионов в случае реализации второго сценария проекта «Белкомура», оценивается в 300 млрд руб., из которых 225 – средства частных инвесторов.

Заявка же на утверждение государственного финансирования строительства магистрали должна быть подана в Инвестфонд России в ноябре 2007 года.

Георгий ЛЕТОВ,
соб. корр. «Гудка»
Екатеринбург


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31