20 октября 2021 19:42

Ужасы отельной дешевизны

Алекс АЛЕХИН

Фильм ужасов Эли Рота «Хостел-2» получился чем-то средним между «Убить Билла» и «Резня бензопилой». Не ходите, дети, в Африку гулять, а в Словакию – путешествовать. В первой, как известно, –  гориллы вкупе со злыми крокодилами, а в кусочке бывшей Чехословакии – гнездовье охотников мучить и убивать со всего мира.
Фильм ужасов Эли Рота «Хостел-2» получился чем-то средним между «Убить Билла» и «Резня бензопилой».

Не ходите, дети, в Африку гулять, а в Словакию – путешествовать. В первой, как известно из детского стишка, – гориллы вкупе со злыми крокодилами, а в кусочке бывшей Чехословакии – гнездовье охотников мучить и убивать со всего мира. Как известно из первой части кровавого кинокошмара, именно в этой стране находится центр по оказанию услуг начинающим и уже вполне оформившимся маньякам – организация Elite Hunting. Она специализируется на предоставлении своим клиентам-садистам живых людей для использования их в качестве объектов для пыток с обязательным последующим умерщвлением.

Уже отловленные жертвы разыгрываются по подобию интернет-аукционов на специальном сайте Elite Hunting. Все очень современно и технологично: возможен доступ через WAP, также имеется PDA-версия. Каждый клиент Elite Hunting подписывает подлежащий обязательному исполнению контракт (в числе прочего содержащий пункт об обязательном умерщвлении жертвы), а также наносит себе специальную татуировку с логотипом Elite Hunting. Стартовые цены аукционов неприятно удивят: граждане США – $25 тыс.; граждане европейских стран – $10 тыс.; граждане России – $5 тыс…

Если в первой части «Хостела» жертвами становились молодые люди, путешествующие по Европе, то вторая посвящена слабому полу. Три американские девицы, уставшие от занятий живописью в Италии, соблазняются поездкой на воды с проживанием в дешевом отеле в неизведанную доселе Словакию. Дурнушка из Балтимора Лорна (Хизер Матараццо), «слабая на передок» Уитни (Бижу Филипс) и богачка Бет (Лорен Герман) садятся на поезд и едут к своей судьбе. Откуда же им знать, что зазывавшая их модель Аксель (Вера Иорданова) – агент главы охотников за головами Саши (Милан Княжко, экс-министр культуры Словакии), а сам хостел – ловушка для туристов? Действительно неоткуда, учитывая тот факт, что Пакстон, единственный выживший из жертв первой серии, в самом начале сиквела теряет голову самым решительным образом и в прямом смысле этой фразы.

Несмотря на то, что смотревшим первую часть удивляться не приходится, лента на протяжении двух часов держит всех в напряжении. Причем концентрация страха выполняется Ротом по классической схеме Хичкока: неясности и недосказанности вызывают беспокойство и подозрительность. Любые мелочи кажутся знаками беды и преддверьем ужаса. Но, взяв на себя роль разрушителя основ и стандартов, любимец Квентина Тарантино не продолжает этих линий кошмара. Намеки ему чужды, а посему за девушками приходят крепкие парни в черном и тащат их на расправу грубо и без изысков. А палачами будут не монстры и уроды, а обычные с виду, успешные по жизни, отличные на семейном фронте господа и дамы.

Сам мэтр Тарантино в ленте присутствует в виде отрубленной головы, но за кадром его влияние ощущается постоянно. Насилие «Хостела» при всей своей неприятной естественности все равно выглядит киношным и запредельным, а от того и не очень пугающим. То есть переходит ту грань, когда становится так страшно, что уже даже смешно. Зритель не может воспринимать всерьез массовые ампутации в «Убить Билла» или моря крови в «Резне бензопилой в Техасе-2».

Отмечу, что упреки в излишней кровавости «Хостела-2» незаслуженны. Камера оператора не задерживается лишний раз на кишках и разлитой мастерами спецэффектов краске. Все точно дозировано и выверено так, что в тот момент, когда зрителю хочется не видеть этот ужас, его убирают, оставляя воображению домысливать увиденное. При этом съемки выполнены настолько педантично, в натуралистичной манере, что порою напоминают документальное кино. Наверное, поэтому нельзя сказать, что фильм страшен классическим ужастиковым страхом – никто не выскакивает из-за угла и никаких иррациональных ужасов в нем нет. Выступивший продюсером Тарантино добивался другого эффекта – заставить зрителя поверить в именно рациональность кошмара. В его, если угодно, экономическое обоснование. В нем всего два пункта. Первый: у очень богатых людей в современном мире нет только одной привилегии неограниченной власти – безнаказанно убивать. Второй: если есть спрос на безнаказанное убийство, то найдется и предложение. В принципе если искать некие мессидж и мораль в этом фильме, то отыщется незатейливый смысл: нет чудовища страшнее, чем таящееся внутри человека. Разве что чудовище, этим чудовищем же и порожденное.

Раскрывать же сюжетные карты не будем. В этом гадании нет ничего особенно непредсказуемого – умрут страшно и эффектно почти все, а кое-кто на десерт останется. То бишь на «Хостел-3», который еще не анонсирован, но, судя по успеху обеих серий, уже неизбежен.

Алекс АЛЕХИН

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31