21 октября 2021 02:45

Минтранс расчищает Транссиб

Сергей ПЛЕТНЕВ

На Первом Тихоокеанском экономическом конгрессе Мин­транс пообещал поддержать комплекс мер по привлечению транзитных грузов на Транссиб. Представители морских перевозчиков в успех не верят.
На Первом Тихоокеанском экономическом конгрессе Мин­транс пообещал поддержать комплекс мер по привлечению транзитных грузов на Транссиб. Представители морских перевозчиков в успех не верят.

Как рассказал на конгрессе министр финансов РФ Алексей Кудрин, правительство готово сделать из Приморского края экономический форпост государства на Тихом океане для связи с бурно развивающимися экономиками стран АТР. Увеличивается финансирование программы развития Забайкалья и Дальнего Востока. В эти регионы до 2017 года из федерального бюджета планируется вложить 427 млрд руб. Эта же программа предусматривает использование Транссиба для организации перевозок контейнерных грузов через Россию в Западную Европу.

Однако генеральный директор ОАО «Дальневосточное морское пароходство» Евгений Амбросов считает, что сейчас Транссиб неконкурентоспособен, несмотря на хороший потенциал. «По результатам перевозок в 2006 – 2007 годах следует констатировать, что Транссиб прекратил свое функционирование в качестве транзитного коридора, – заявил он. – Чтобы разобраться, мы рассмотрели реальное предложение по перевозке контейнеров по маршруту Шанхай – Москва – Пестово – Шанхай. Сравнение с морским путем показало: стоимость сухопутной перевозки на тысячу долларов за контейнер выше, чем по морю». Причиной, по мнению главы ДВМП, стало повышение железнодорожниками тарифа на транзит.

Этим заявлением господин Амбросов сильно удивил заместителя министра транспорта Александра Мишарина. Представитель транспортного ведомства заявил, что государство уже установило максимально низкие ставки за пользование железнодорожной инфраструктурой. А факты, изложенные Евгением Амбросовым, нуждаются в проверке.

«На маршруте действует большое количество посредников, груз подолгу задерживается в портах, а государство не адаптировало налоговую систему к потребностям этого транспортного коридора и берет ряд экзотических налогов. Например, пошлину с контейнера как с груза. В результате Россия теряет грузовую базу», – резюмировал Евгений Амбросов.

Железнодорожники категорически не согласны с этими заявлениями. «Дальневосточная железная дорога за 5 лет вложила в инфраструктуру 67 млрд руб. (больше, чем все порты региона, вместе взятые) и получила соответствующий прирост грузовой базы в 1,7 раза, – заявил на форуме начальник ДВЖД Михаил Заиченко. – В 2006 году рост контейнерных перевозок на дороге составил 4,8%, в 2007 году – более 26% (в том числе транзита и импорта – 19,5%). Никак из этих цифр не складывается картина, о которой говорит г-н Амбросов. Доставка груза за 11 суток в любую точку России – это привлекательные условия для любого грузоотправителя. И мы в этом году в 1,5 раза увеличили отправку сформированных маршрутов».

«Мы не опровергаем тезиса, что Транссиб пока неконкурентоспособен. Но факты в докладе Амбросова нуждаются в проверке, – заметил Александр Мишарин. – Но не все в России так страшно, как было описано». По словам Александра Мишарина, «Минтранс готов работать над улучшением ситуации. Отрабатывается программа увеличения скорости движения контейнера по железной дороге. Она должна составлять не менее тысячи километров в сутки. С 2016 года РЖД гарантируют эту скорость. Кроме того, федеральный бюджет в 4 – 5 раз увеличивает инвестиции в портовую инфраструктуру. Это позволит уйти от так называемых инвестиционных соглашений с портами и снизить портовые сборы. Сейчас они в России выше, чем в Пусане и Шанхае. Еще одной целью Минтранса объявлено создание операторских и экспедиторских компаний, которые работали бы по принципу «от двери к двери». На всем протяжении Транссиба будет создан единый логистический центр. Разрабатывается отдельная технология движения поездов с удлиненными фитинговыми платформами».

«Главные задержки грузов происходят на стыках портов и железных дорог. Поэтому у нас должно быть не Министерство транспорта, а, по сути, Министерство движения грузов, – заявил «Гудку» академик Академии транспорта России Ярослав Семинихин. – Президент Владимир Путин еще в мае этого года на Госсовете в Мурманске поручил решить эту проблему».

Сергей ПЛЕТНЕВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31