27 октября 2021 21:43

Узкий подход к колее

Дмитрий МОСЕЙЧУК

В России почти завершился процесс ликвидации узкоколейных железных дорог. Оставшиеся существуют не благодаря, а вопреки экономической целесообразности. Узкоколейные железные дороги (УЖД) когда-то играли значительную роль в экономике. По ним перевозились лес, торф, сырье для стройматериалов и другие грузы.
В России почти завершился процесс ликвидации узкоколейных железных дорог. Оставшиеся существуют не благодаря, а вопреки экономической целесообразности.

Узкоколейные железные дороги (УЖД) когда-то играли значительную роль в экономике. По ним перевозились лес, торф, сырье для стройматериалов и другие грузы.

Существовало также несколько УЖД общего пользования, принадлежавших МПС. В дальнейшем узкоколейки постепенно ликвидировались, этот процесс значительно ускорился в начале 90-х годов. И хотя затем экономическая ситуация в стране постепенно стабилизировалась, процесс ликвидации узкоколейных железных дорог не замедлился. К настоящему времени разобрано более 90% существовавших ранее УЖД. Перспективы большинства оставшихся оптимизма также не внушают.

Причин тому несколько. Во-первых, практически прекращен выпуск подвижного состава для УЖД. Единственным предприятием, выпускавшим локомотивы для узкоколеек, был Камбарский машиностроительный завод, который в середине 90-х годов был перепрофилирован под другие нужды. Демиховский завод тоже прекратил выпуск грузовых и пассажирских вагонов для узкоколейных железных дорог.

Другая причина – изменение технологической схемы доставки сырья на предприятиях (особенно в лесной промышленности), где среди новых технологий уже не находится места морально и физически устаревшим УЖД.

Третья причина – громадные налоги на землю, на которой находится узкоколейная железная дорога. Предприятиям становится не под силу тянуть этот груз и приходится отказываться от УЖД.

И, наконец, в результате банкротства самих предприятий, как следствие, закрывались и принадлежавшие им узкоколейки.

На сегодняшний день наибольшее количество лесовозных УЖД сохранилось в Архангельской области – около 20. Причем ситуация здесь сходна с остальными регионами.

Например, на УЖД Липаково – Сеза (Верховский ЛПХ «Плесецклес») вывозка леса уже три года как сведена к минимуму. Остается лишь сообщение с двумя лесными поселками – Лужма и Сеза, до которых иначе как по узкоколейке добраться невозможно. По словам бывшего начальника УЖД, а теперь бригадира Павла Лыкова, жизнь дороги поддерживается фактически энтузиазмом рабочих, зарплаты которых крайне низки. Он также сообщил, что перевозка леса ведется в небольших объемах, так как при ее увеличении предприятие будет «задушено» налогами. Однако, по оценкам бригадира, вывоз леса по УЖД из района Сезы был бы более рентабельным, нежели доставка автотранспортом. УЖД экономит более 30 километров, а постройка и эксплуатация лесовозной грунтовой дороги – дорого.

Как сообщили в администрации поселка, недавно некая частная фирма выкупила нижний склад леспромхоза, а также большую часть УЖД (за лесным поселком Сеза) длиной в 40 км и разобрала ее вопреки протестам местных жителей, оставшихся без рабочих мест.

Причиной стагнации торфовозных УЖД в отличие от лесовозных чаще всего являлся не переход на автомобильную вывозку, а прекращение добычи торфа. Так, например, в Ивановской области существовала сеть узкоколейных железных дорог Комсомольского транспортного управления протяженностью более 150 км. По ней перевозился торф на ТЭС Комсомольска. Из многочисленных торфопредприятий действует лишь Подозерское, и от 150-километровой сети остался лишь небольшой 7-километровый участок от поселка Подозерский в южном направлении. Однако и эта линия находится под угрозой ликвидации.

Как сообщил начальник производственного отдела Подозерского торфопредприятия Александр Базаев, по УЖД торф поставляется на котельную, других перевозок по этой УЖД не осуществляется. Дорога работает в зимнее время, когда торф необходим поселку. Такая ситуация не может держаться долго, так как поселок планируется газифицировать. И если к тому времени не удастся найти других потребителей торфа, дорогу придется закрыть.

Несколько лучше обстоят дела в Шатурском транспортном управлении, что в Московской области. Там когда-то существовала громадная сеть общей протяженностью более 300 км. В настоящее время от нее осталась лишь линия Черное Озеро – Бакшеево – Острова, по которой все еще производятся перевозки торфа. Как сообщили в управлении «Шатурторф», закрытие этой ветки пока не планируется. Более того, ее эксплуатация поддерживается в приличном состоянии, недавно даже был куплен у закрывшегося Купанского транспортного управления тепловоз ТУ4.

За рубежом, например в прибалтийских странах, утратившим свое транспортное значение узкоколейкам нашли другое применение – их включили в список исторических памятников. Например, линию Гулбене – Алускне в Латвии. Она поддерживается ООО «Банитис», организующим туристические перевозки по сохраненному 35-километровому участку.

В западноевропейских странах многие узкоколейные железные дороги также используются в качестве туристических линий, принося владельцам неплохую прибыль. И хотя в нашей стране уже есть прецедент создания музея узкоколейных железных дорог в районе Переславля, это всего лишь малая часть того, что можно было бы сохранить.

Не следует забывать и о транспортной функции УЖД. Не зря же в Эстонии уже восстановили ранее разобранную торфовозную узкоколейку. Потому как прокладка автодорог по заболоченной местности – вещь очень дорогостоящая, а по УЖД одним составом можно вывезти торфа больше, чем несколькими грузовиками.

Дмитрий МОСЕЙЧУК


Справка « Гудка»
    Сегодня, по данным департамента пути и сооружений ОАО «РЖД», компания владеет более 1000 км узкоколейных железных дорог. Более 900 км приходится на долю Сахалинской железной дороги (диаметр колеи 1067 мм) и около 140 км – протяженность узкоколейного полотна на Калининградской железной дороге. У калининградской колеи стандартный европейский диаметр – 1435 мм.
    Кроме того, на территории России расположено более 700 железнодорожных узкоколейных веток протяженностью от 10 до 50 км, в основном они эксплуатируются предприятиями, занятыми заготовкой леса и торфа, ширина этих дорог – 75 мм.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31