27 октября 2021 07:46

Скоропорт – социально значимый груз

Николай Аверков, генеральный директор ОАО «Рефсервис» (100% дочерняя компания ОАО «РЖД»):

– В настоящее время очевидна ситуация, при которой суммарное количество вагонов-термосов операторов, а это порядка 8 тыс. единиц, уже не в состоянии перевезти тот объем груза, который считается «термосопригодным». Чтобы закрыть потребности рынка, необходимо на 2,5 тыс. вагонов-термосов больше. В следующем году будет не хватать уже 3,5 тыс. таких вагонов. И тенденция будет усиливаться. Конечно, мы будем продолжать переделывать вагоны рефрижераторных секций в ИВ-термосы. Но это временная мера, продлевающая использование вагонов лишь на 5 – 7 лет. Потом оставшийся в эксплуатации подвижной состав уже будет не в силах удовлетворить спрос на перевозки в нем.

Государство должно создать условия для того, чтобы компании, занимающиеся перевозкой скоропортящейся продукции, могли обновлять парк вагонов. Прежде всего необходимо сформировать четкий список продуктов, которые ни при каких условиях нельзя перевозить в неспециализированном подвижном составе. И прекратить объявлять на сеть железных дорог «особые условия», позволяющие перевозить продукты питания в крытых вагонах.

Это не только ломает рынок, снижает доходность компаний, оперирующих специализированным подвижным составом. Это порождает угрозу здоровью населения страны. И именно поэтому я считаю, что государство должно очень строго регулировать этот рынок. В настоящее же время в процессе формирования отраслевых технических регламентов, которыми рынок будет руководствоваться через несколько лет, производители продуктов питания ведут активное лоббирование своих интересов. Я допускаю, что развитие технологий пищевой промышленности позволяет ряд продуктов питания хранить и перевозить без строгого соблюдения температурного режима. Но при формировании перечня таких продуктов необходимо, чтобы государство не шло на поводу у заинтересованных в экономии на транспортных расходах компаний-производителей и принимало объективные решения.

Кроме того государственные структуры, будь то Роспотребнадзор, ветеринарная служба или любой другой уполномоченный надзорный орган, должны строго контролировать исполнение установленных правил игры. Начиная от условий погрузки продуктов и заканчивая условиями их продажи.

Я считаю, что участники рынка в свою очередь должны консолидировать усилия по созданию новых видов подвижного состава. Возможно, создать совместный финансовый пул, который направит средства на воспроизводство вагонов. Но для того чтобы частные компании проявили подобную инициативу, прежде необходимо обеспечить стабильность рынка, не допускать на него неспециализированные вагоны. Без этого заработать достаточно для реинвестирования операторы не смогут. Пока же, не имея гарантий на перспективу, компании продолжают «жить сегодняшним днем» и не торопятся инвестировать в обновление парка. Кроме того, существует еще одна серьезная проблема. При заявляемых сегодня ценах производителя в 130 тыс. евро за вагон чтобы окупить приобретение такого вагона за приемлемые 7 – 8 лет оператор должен поднять цену на перевозку в 2,5 раза. Это, конечно, не представляется возможным. И здесь государство также может сыграть важную роль. Поскольку качественные перевозки продуктов питания – не менее социально значимая функция железнодорожного транспорта, чем пассажирские перевозки, думаю, что перевозчики «скоропорта» вправе рассчитывать на некоторые субсидии со стороны государства. Я имею в виду его финансовое участие на паритетных началах с операторами в создании нового ИПС.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31