04 декабря 2021 12:56

Плохие условия труда обходятся дорого

Беседовала <br /> Светлана КОВАЛЬ

Обеспечение безопасности движения поездов неразрывно связано с охраной труда. О проблемах, которые существуют на сети дорог в этой области, «Гудку» рассказал председатель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Николай Никифоров.
Обеспечение безопасности движения поездов неразрывно связано с охраной труда. О проблемах, которые существуют на сети дорог в этой области, «Гудку» рассказал председатель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Николай Никифоров.

– Николай Алексеевич, в последние месяцы на дороге участились происшествия, во время которых получали травмы железнодорожники. В какой мере профсоюз принимает участие в расследовании таких ЧП?
– ЦК профсоюза постоянно контролирует ситуацию с производственным травматизмом на железных дорогах, особенно если дело касается случаев со смертельным исходом.
Могу сказать, что в 1-м полугодии текущего года травматизм уменьшился на 9% – с 278 человек в 1-м полугодии 2006 года до 252 человек. Но при этом на 11% – с 37 до 41 случая – вырос смертельный травматизм. Особенно на Западно-Сибирской, Горьковской, Южно-Уральской и Дальневосточной дорогах.
На каждой магистрали, отделении работают технические инспекторы труда профсоюза, общая численность которых составляет 106. Они участвуют в работе комиссий, расследующих причины происшествий.
ЦК профсоюза разбирает такие ситуации, в частности на одном из последних заседаний рассматривался вопрос производственного травматизма на Горьковской и Октябрьской ЖД.

– Можете привести конкретный пример?
– Конечно. Вот, 2 июня на Мгинской дистанции пути ОЖД были смертельно травмированы два монтера пути, еще один оказался в больнице в тяжелом состоянии. Главные причины несчастного случая – неудовлетворительная организация производства работ и грубые нарушения требований безопасности.
Выяснилось, что выправку пути проводила бригада из 5 человек вместо положенных по технологической карте 12 человек с учетом сигналистов. Технологическое «окно» предоставлено не было, целевой инструктаж членам бригады не проводился, не было выдано предупреждение машинистам поездов, место производства работ установленным порядком не ограждалось.
Этот случай стал, в общем-то, закономерным, если учесть общую ситуацию на дороге с охраной труда. В дистанции пути используется вахтовый метод с проживанием работников в классных вагонах. При этом бытовые условия неудовлетворительные: не выдаются постельные принадлежности, не организована сушка спецодежды, туалет, умывальник, душевые находятся в антисанитарном состоянии. Электропроводка выполнена с нарушением требований, отсутствуют огнетушители. На дистанции не организованы химчистка и стирка спецодежды. Работники хозяйства пути не обеспечены переносными радиостанциями и сигнальными фонарями.
На профсоюзном собрании Мгинской дистанции пути в январе 2006 года выбрано 18 уполномоченных по охране труда. Однако никакой организационной работы теркомом и администрацией дистанции с ними не проводилось. Совместные комиссии по охране труда на заседания ни разу не собирались.
Чтобы выявить такие проблемные участки, техническая инспекция Роспрофжела проводит системные проверки.

– Можно ли говорить о конкретных результатах такой работы?
– В прошлом году мы выполняли комплексные проверки тех департаментов и железных дорог, где был допущен рост производственного травматизма со смертельным исходом – например, на Московской магистрали, в подразделениях департамента электрификации и электроснабжения на шести дорогах.
По итогам проверок нами был предложен комплекс мер, в результате выполнения которого смертельный травматизм в департаменте снижен на 7%, а на МЖД – на 4%.
В этом году подробно разбирали ситуацию в подразделениях департамента локомотивного хозяйства. За 5 месяцев 2007 года в хозяйстве допущен рост производственного травматизма в 1,83 раза (42 человека), со смертельным исходом – в 1,5 раза (6 человек).
Основные причины: нарушения технологических процессов, трудовой и производственной дисциплины, плохие организация и контроль за производством работ.
В ряде депо не проводится обучение по оказанию первой помощи пострадавшему, не оборудованы кабинеты по охране труда. Руководители хозяйства недостаточное внимание уделяют устранению выявленных нарушений. В технологических картах отсутствуют требования по охране труда (ЮУЖД, МЖД, СЖД), нет перечня и графика разработки инструкций по охране труда по профессиям и видам работ (МЖД, ЮУЖД и др.). Не выполняются планы обучения руководителей и специалистов по охране труда и промбезопасности.
По результатам разбора ЦК профсоюза обратился к президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину с предложением о выделении инвестиций для внедрения унифицированных кабин на локомотивах и реализации Программы переоборудования и дооснащения кабин в базовых депо при производстве средних видов ремонта до 2010 года.
Руководителям департамента локомотивного хозяйства и дорог было предложено обеспечить проведение анализа состояния санитарно-бытовых помещений, разработку программы по их приведению к нормам, введение в депо санитарно-технического паспорта условий труда.
Мы поставили вопрос о разработке единой формы достоверной ежемесячной и ежеквартальной статистической отчетности использования труда и отдыха локомотивных бригад. Она должна формироваться на основе единой системы обработки маршрутов машиниста с включением всех видов движения, количества работников, отработавших сверхурочно свыше 24 часов в месяц и 120 часов с начала года.
Надеемся, что по нашей рекомендации при участии департамента здравоохранения будут разработаны рекомендации по режиму труда и отдыха машинистов, работающих одновременно и в пассажирском, и в грузовом движении.
Дорпрофсожи, теркомы и профкомы локомотивных депо получили установку не допускать необоснованного привлечения работников к сверхурочным работам без письменного согласия работников.
Предусмотрено еще много мероприятий, которые должны привести к снижению травматизма в этом хозяйстве.

– Какие хронические недостатки в области охраны труда отмечает Роспрофжел по итогам своих проверок?
– К сожалению, нам пока не удается переломить ситуацию со сверхурочными часами работы локомотивных бригад. За прошедшие полгода количество сверхурочных по сети возросло на 25,8% и составило 4,76 млн часов. Наибольшее количество сверхурочных часов на одного работника допущено на Свердловской (92,2 часа) и Южно-Уральской дорогах (70,9 часа).
Существующее планирование фонда оплаты труда приводит к тому, что на ряде дорог штаты не укомплектованы под реальный объем работ.
Низкими темпами проводятся работы по приведению рабочих мест к требованиям норм охраны труда. ЦК профсоюза настаивает на ежегодном приведении к нормам не менее 20% рабочих мест. В прошлом году из общего числа рабочих мест с неустранимыми вредными факторами улучшены условия труда на 15,3% мест, а из 45 тыс. мест с устранимыми вредными факторами приведены к нормам 11 тыс. мест.
Медленно решаются вопросы по внедрению устройств механической очистки стрелочных переводов от снега и систем оповещения о приближении подвижного состава, а следовательно, по выводу работников из опасных зон. Например, из 128 тыс. стрелочных переводов оборудованы электрообогревом всего 6493, пневмообдувкой – около 69 тыс. единиц, в автоматическом режиме работают только 18% стрелочных переводов.
Обеспечение работников радиостанциями также недостаточно.
В хозяйстве пути наиболее неблагополучное положение с обеспечением работников бытовыми помещениями, в первую очередь пунктами обогрева на станциях и перегонах, большая часть которых находится в ветхом состоянии. Большая часть бытовых вагонов ПМС не оснащена санитарно-бытовыми помещениями.
Отрадно, что на Западно-Сибирской, Сахалинской, Дальневосточной и других магистралях самостоятельно разрабатывают и внедряют пункты обогрева. Есть и другие положительные примеры: на дороги поставляются мобильные комплексы «Ермак», производится капремонт списанных вагонов с переоборудованием их под бытовые поезда и вагоны.
То есть нельзя говорить, что в области улучшения условий труда на дорогах ничего не делается. Главное здесь то, что нам совместно с руководством ОАО «РЖД» и руководителями на местах удалось организовать систему выявления проблемных участков.
Мы постоянно сверяем позиции с коллективами – на что нам в первую очередь необходимо обращать внимание в вопросах профилактики производственного травматизма, санитарно-бытового обеспечения работающих. Например, недавно мы провели выездное заседание президиума ЦК профсоюза, профессиональные секции на КбшЖД, ЮВЖД, ЮУЖД.
Такое сотрудничество позволяет оперативнее устранять недостатки. Именно поэтому мы сегодня говорим о проблемах, а не о достижениях в этой области.

Беседовала
Светлана КОВАЛЬ


Справка «Гудка»
    При участии Роспрофжела на железных дорогах действует система общественного контроля по охране труда. На предприятиях и в структурных подразделениях ОАО «РЖД» сформировано свыше 3 тыс. совместных комитетов и комиссий по охране труда. Избрано более 39 тыс. уполномоченных по охране труда, которыми ежегодно выявляется более 11 тыс. нарушений, выдается более 1,5 тыс. предписаний об устранении нарушений.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31