03 декабря 2021 08:36

От уравниловки необходимо отказаться

Новая система оплаты труда, которую ввели в компании в апреле нынешнего года, оказалась не такой «мажорной», как ожидалось. Естественно, это беспокоит работников отрасли. Всем нам хочется быть уверенными в завтрашнем дне. Обеспечивает ли недавно принятая корпоративная система оплаты труда такую уверенность?
Новая система оплаты труда, которую ввели в компании в апреле нынешнего года, оказалась не такой «мажорной», как ожидалось. Естественно, это беспокоит работников отрасли. Всем нам хочется быть уверенными в завтрашнем дне. Обеспечивает ли недавно принятая корпоративная система оплаты труда такую уверенность? Может, не стоило спешить с такими масштабными изменениями?
Работники Свердловской железной дороги

На вопросы отвечает Илья Рящин, начальник департамента планирования и бюджетирования ОАО «РЖД»:

– Система оплаты труда, действовавшая в компании до 1 апреля 2007 года, имела ряд серьезных недостатков, устранение которых стало объективной необходимостью.

До введения новой системы оплаты труда гарантированная или обязательная часть в структуре заработной платы составляла не более 35%. Большая часть была переменной, порой зависящей от субъективной оценки руководителя подразделения (бригады, цеха, участка, отдела и т.д.), что не обеспечивало должной мотивации работников к эффективному, производительному труду.

Именно по этой причине основной целью реформирования системы оплаты труда явилось совершенствование структуры зарплаты, обеспечение ее зависимости от результатов труда, с одновременным повышением уровня заработной платы в среднем по компании на 10%.

Одним из основных направлений совершенствования системы оплаты труда является значительное увеличение минимального размера оплаты труда (МРОТ) в компании до уровня прожиточного минимума трудоспособного российского населения в 3500 руб. (на сегодняшний день МРОТ в РФ составляет 1100 руб.) и на его основе формирование гарантированной части заработной платы рабочих и служащих, построение вилки должностных окладов руководителей и специалистов.

Таким образом, тарифные ставки рабочих в новой системе оплаты труда увеличены до 50 – 80%, специалистов – до 68%, руководителей – до 62%, причем преимущественный рост гарантированной части зарплаты заложен в оплату труда работников, непосредственно обеспечивающих перевозочный процесс и безопасность движения поездов, в том числе мастеров, дежурных по станции, диспетчеров маневровых станций, электромехаников.

В тарифную часть оплаты труда (должностные оклады) включены надбавки за особо сложные условия труда, вознаграждение за выслугу лет, часть премиальных выплат.

Вознаграждение за выслугу лет было установлено в 1976 году и выплачивалось один раз в конце года в размере 1,3 – 1,5 месячной тарифной ставки (оклада). Причем размер выплаты мог быть снижен до 50% с учетом оценки деятельности работника. Начиная с 1992 года вознаграждение выплачивалось ежемесячно в размере до 30% месячной тарифной ставки, что почти в 2,5 раза больше первоначальной суммы «выслуги», и она перестала зависеть от результатов труда.

В итоге возникла существенная дифференциация зарплаты работников в зависимости от стажа работы и при этом выполняющих равнозначные функции, имеющих равные показатели в работе, что затрудняло привлечение в компанию и закрепление молодых сотрудников, нарушалось восполнение кадрового потенциала.

В новой системе оплаты труда предусмотрены возможности повышенной мотивации труда работников с высокой результативностью труда, имеющих значительный опыт работы, путем установления надбавок за профмастерство, высокую квалификацию, более высоких размеров должностных окладов.

Надбавка в размере 20% тарифной ставки (должностного оклада) была установлена в 1979 году в соответствии с решением правительства на железных дорогах Урала, Сибири и Дальнего Востока в целях повышения зарплаты железнодорожников. Должно было последовать аналогичное повышение заработной платы и на остальных железных дорогах, что по ряду причин реализовано не было. В результате по условиям оплаты труда железные дороги оказались в неравных условиях.

Для обеспечения единых подходов регионального регулирования заработной платы работников компании в рамках корпоративной системы оплаты труда предусмотрена методика расчета региональных компенсационных надбавок, обеспечивающая выравнивание покупательной способности заработной платы железнодорожников на региональных рынках труда на основе оценки показателей экономической деятельности регионов.

Деятельность компании в сфере оплаты труда направлена на адресное стимулирование эффективности трудовой деятельности, исключающее «уравниловку» при оплате труда.

Компанией также планомерно осуществляются экономически обоснованные меры по повышению зарплаты работников негосударственных учреждений здравоохранения (НУЗ).

Для них система оплаты труда введена в действие распоряжением ОАО «РЖД» от 15 сентября 2004 года № 3292р. и одновременно минимальная оплата труда работников НУЗов была увеличена на 50%.

Кроме того, после вхождения учреждений здравоохранения в ОАО «РЖД» осуществляется ежеквартальная индексация зарплаты работников НУЗов на уровне роста цен на потребительские товары как у работников основной деятельности ОАО «РЖД».

С 1 апреля 2007 года у работников отраслевых учреждений здравоохранения так же, как и у других работников компании, зарплата повысилась на 10%. МРОТ для работников НУЗов установлен на уровне 1435 руб., тогда как у работников государственных медицинских учреждений он составляет 1100 руб.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31