30 июля 2021 20:45

Дойче Бан готовится к приватизации

Сергей ЧЕРЕШНЕВ

Правительство Германии одобрило законопроект о частичной приватизации государственной железнодорожной компании Deutsche Bahn AG (DB). После IPO компании в 2008 году государство может продать 25% акций DB. Но у этой идеи в Германии много противников.

Законопроекту еще предстоит утверждение в верхней и нижней палатах парламента (бундестаге и бундесрате). Он предусматривает первичную продажу 25% акций. Всего же, по сообщениям средств массовой информации ФРГ, в частные руки может перейти 49% капитала железнодорожного концерна.

В документе не указано, будут ли проданы акции инвесторам или же выставлены на биржу.

Согласно конституции Германии поддержание железнодорожной инфраструктуры в исправном состоянии является обязанностью государства.

В законопроекте предлагается передать инфраструктуру в управление концерну Deutsche Bahn на ближайшие 15 лет. В течение этого срока правительство будет ежегодно выделять 2,5 млрд евро на содержание 34 тыс. км путей, вокзалов, контактной сети и других активов.

Через 15 лет бундестаг должен принять решение о сохранении или изменении этой схемы. Тем самым сохраняется госконтроль над инфраструктурой.

В Германии одни критики законопроекта обвиняют правительство в том, что оно при реформировании ставит потенциальный доход от продажи акций компании выше социальных обязательств по отношению к работникам Deutsche Bahn и пассажирам.

Другие требуют полностью приватизировать железнодорожную сеть. Такое предложение они аргументируют необходимостью создания свободной конкуренции на рынке перевозок.

Перед заседанием федерального правительства представители отдельных земель заявляли, что намерены проголосовать против законопроекта. В частности, министр транспорта Гессена Алоис Риль (Alois Rhiel), комментируя документ «Немецкой волне», назвал закон о приватизации Deutsche Bahn «ни на что не годным» и «слабо ориентированным на потребности пассажиров».

Как отметил старший вице-президент ОАО «РЖД» Борис Лапидус, в компании с интересом следят за опытом реформирования отрасли в Германии.

«Решение правительства является логичным продолжением реформы Немецких железных дорог, – сказал он «Гудку». – Этот шаг позволит привлечь существенные инвестиции для модернизации инфраструктуры, развития высокоскоростного движения.

Вероятно, часть средств будет использована и для развития грузового движения – у Немецких железных дорог есть потребности в обновлении вагонного парка, нужны инвестиции в терминалы.

DB – один из самых крупных игроков на мировом рынке транспортных услуг, поэтому мы очень внимательно относимся к их опыту реформирования. Он будет очень полезен как с точки зрения положительных последствий, так и с точки зрения оценки возможных рисков, связанных с приходом крупного внешнего инвестора».

По словам заместителя генерального директора аудиторско-консалтинговой группы «ФинЭкспертиза» Агвана Микаеляна, в случае одобрения законопроекта в приватизации DB могли бы принять участие и российские компании. «Например, ресурсно РЖД готовы принять участие в покупке пакета акций. Однако трудно предположить, насколько это вписывается в планы компании.

Тем не менее отмечу, что на Западе, если РЖД попробуют поучаствовать в покупке акций DB, будет серьезное противодействие. Как, впрочем, и любой другой российской компании. Приобретения активов нашими компаниями на Западе встречают с огромным, мягко говоря, скепсисом».

Начальник департамента корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД» Сергей Михайлов заявил «Гудку»: «Мы коммерческая компания. И если мы сочтем, что покупка нам выгодна и эффективна, а совет директоров одобрит это решение, – РЖД с удовольствием приобретут пакет акций Deutsche Bahn».

«Нам есть чему поучиться у немцев, а немцам есть чему поучиться у нас, – отметил Сергей Михайлов. – С точки зрения качества реформы, на взгляд РЖД, Deutsche Bahn является одной из лучших дорог в мире. Ко всему, что делается в Германии в плане развития железных дорог, необходимо присмотреться с пристальным вниманием. И оценить этот опыт с точки зрения целесообразности применения в России», – заявил Сергей Михайлов.

Председатель совета директоров группы «Промышленные инвесторы» Симан Поваренкин отметил, что решение об отношении к акциям Deutsche Bahn имеет смысл принимать, лишь когда законопроект, касающийся их продажи, превратится в готовый закон.

Кроме того, потенциальному инвестору следует определиться, что ему важнее – сугубо финансовые перспективы акций или синергетика, возможная от владения частью активов такой компании, как Deutsche Bahn.

Президент Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов напомнил «Гудку», что канцлер Ангела Меркель выступила с инициативой о законодательном запрете для корпораций, находящихся под контролем любого государства, участвовать в приватизации объектов на территории Германии.

Соответственно, ОАО «РЖД» просто не допустят к участию в торгах. Георгий Давыдов выразил сомнение в том, что эти акции перейдут в руки стратегического инвестора целым пакетом. Скорее всего, они будут раздроблены небольшими долями.

Официальной информации о стоимости пакета акций DB пока нет. По оценке экспертов Financial Times, пакет размером в 30% акций может стоить до 6 млрд евро.

Сергей ЧЕРЕШНЕВ


Справка «Гудка»
    Компания Deutsche Bahn AG образована 1 января 1994 на базе железнодорожных обществ: государственного оператора федеральных железных дорог ФРГ (Deutsche Bundesbahn), Германской государственной железной дороги ГДР (Deutsche Reichsbahn) и управляющей железнодорожной компании Западного Берлина (West-Berliner VdeR). Юридически является особым имуществом (Sondervermogen) – акционерной компанией со стопроцентным государственным участием. Выручка в 2006 году 30 млрд евро. Чистая прибыль 1,7 млрд евро. Нетто-долг 19,6 млрд евро.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31