27 июля 2021 21:42

Новый корабль – дорого, старый – рискованно

Заместитель председателя Российской ассоциации лизинговых компаний (Рослизинг) Василий КАШКИН считает, что взаимодействию судовладельцев и лизингодателей мешают сроки амортизации судов.

– Суда для лизинговых компаний занимают одно из последних мест на рынке. Если это новые машины, то они слишком дорогие для лизинговых компаний и у них длительный срок амортизации. Обычно компании стремятся, чтобы была некая синхронность между амортизацией с учетом коэффициента ускорения и лизинговыми платежами. Поэтому срок лизинга чаще равен сроку амортизации.

Но у судов даже при использовании коэффициента ускорения амортизации ее срок слишком долгий – примерно 30 лет. И даже если его в три раза сократить, 10 лет все равно пока слишком много для российского рынка лизинга. Ведь это значит, что на данное количество лет надо рассчитать рентабельность, финансовые потоки. Мало кто за это возьмется.

Но есть, конечно, и альтернатива такой ситуации – приобретать подержанные суда. Поскольку срок реализации у них короче, их стоимость ниже. Поэтому они более приемлемы для лизинга.

Правда, у таких судов другие проблемы – прежде всего юридические риски.

Корабль обычно зарегистрирован за рубежом. И иногда возникают такие риски, как арест судна. Но оно в собственности лизингодателя, и что с ним делать в такой ситуации, для последнего остается под вопросом.

Еще один момент: с судном, бывшим в употреблении, иметь дело не очень привлекательно в силу того, что его, возможно, придется изъять у судовладельца за неплатежи. Старый корабль трудно реализовать.

Поэтому данная ниша на рынке лизинга есть, лизинговые компании работают с судами, но это достаточно узкий сегмент.

Даже если на рынке появятся более длинные банковские деньги, предполагаю, что у лизинговых компаний от этого не увеличится интерес к водному транспорту. Ведь сдерживает в данном случае не отсутствие долгосрочного кредитования. В тех сегментах, которые наиболее привлекательны и по доходности, и по рискам, уже сейчас компании предоставляют лизинг сроком на 10 лет.

Тем не менее эксперты все же надеются на то, что с помощью лизинга удастся обновить парк судов.

Во всем мире лизинг используется для развития флота. Надо пробовать, ведь считается, что это одна из наиболее успешных форм. Надеемся, что получится.

Однако механизм-то этого процесса пока не выработан. Ведь даже если проект Минпромэнерго и будет утвержден и передан в бюджет, еще потребуется время для того, чтобы выработать конкретный механизм оказания господдержки лизинговым компаниям. А без помощи государства судостроителям и лизинговым компаниям к общему знаменателю, похоже, не прийти.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31