26 июля 2021 01:47

РЖД освоят низкозатратные перевозки

Александр ШУГАЕВ

В 2008 году Федеральная пассажирская дирекция (ФПД) – филиал ОАО «РЖД» намерена запустить проект низкозатратных перевозок (low cost).

В дирекции уверены, что проект позволит увеличить мобильность населения. ОАО «РЖД» сможет эффективно погашать убыточность пассажирских перевозок, а частные инвесторы – вкладывать средства в обновление старого и изготовление нового подвижного состава.

Понятие low cost появилось на американском рынке авиауслуг. Основой нового типа перевозок стал принцип эффективного управления издержками. Снижение стоимости билета проходит за счет многих составляющих. Использование преимущественно одного типа самолетов сокращает стоимость обслуживания и ремонта. Благодаря отсутствию деления на классы и ограничению веса багажа достигается максимальная вместимость. Высокая интенсивность использования авиалайнеров, минимальное время простоя и рейсы на наиболее популярные направления снижают себестоимость перевозок. Сокращение списка оказываемых услуг, продажа билетов в основном через Интернет, невозможность их возврата, отправление лайнеров из второстепенных аэропортов – вот далеко не полный список признаков современного low cost перевозчика.

Мировой железнодорожный транспорт в последние годы также начал развивать это перспективное направление. В Европе во многих странах low cost поезда пользуются спросом у миллионов и представители среднего класса – не самые редкие их пассажиры. Уровень предоставляемых услуг и комфортабельность проезда в таких поездах находятся на достаточном уровне, а цены очень демократичные.

В России подобных проектов до настоящего времени не было. Своеобразным low cost можно считать перевозки в плацкартных вагонах. Однако современные требования к перевозкам пассажиров вынуждают ФПД в будущем полностью отказаться от плацкартных вагонов как не обеспечивающих должный уровень комфорта.

Генеральный директор ФПД Валерий Шатаев рассказал «Гудку», что с 2008 года в пассажирском комплексе постепенно начнет развиваться low cost программа. Социальная направленность такого вида перевозок, экономическая эффективность, подтверждаемая зарубежным опытом, позволяют говорить не только о государственной поддержке проекта, но и об интересе частного бизнеса.

Валерий Шатаев заметил, что сейчас свыше 22% населения страны не могут воспользоваться железнодорожными перевозками из-за крайне низких собственных доходов (до 4 тыс. руб. в месяц). Это один из слоев населения, на который и ориентирован будущий проект.

Он предусматривает создание нового подвижного состава, где полезная площадь вагонов используется максимально. Вагоны low cost будут оборудованы компактными 6-местными купе с полноценными лежачими местами (по три с каждой стороны купе) и багажными отделениями, системами кондиционирования воздуха и санузлами. Максимальное использование полезной площади вагона – один из путей снижения стоимости проезда. Планируется, что именно такие вагоны станут основой парка подвижного состава для low cost перевозок. Для большей части населения России, привыкшего к проезду в плацкартных вагонах, low cost поезда с их комфортабельными 6-местными купе и доступной стоимостью билета станут настоящим открытием.

По словам Валерия Шатаева, вопрос о создании таких вагонов уже обсуждается с отечественными вагоностроительными предприятиями. Однако и существующие пассажирские составы будут использоваться в рамках проекта low cost. Возможно, даже фирменные.

График движения пассажирских поездов разработан таким образом, чтобы пассажиры в удобное время прибывали в пункты назначения. Когда функционирует городской транспорт и есть время добраться до дома. Однако подобное построение графика не позволяет максимально загрузить работой подвижной состав. К примеру, знаменитый поезд «Красная стрела» сообщением Москва – Санкт-Петербург в рейсе находится всего 8 часов в сутки. 16 часов состав простаивает. Новый проект предусматривает, что время простоя может быть использовано.

«Проект low cost для ФПД и ОАО «РЖД» ценен прежде всего с точки зрения сокращения убыточности пассажирских перевозок, которая превышает 20 млрд руб. в год, – сказал Валерий Шатаев. – Да, через несколько лет государство полностью покроет эти убытки. Однако железнодорожники намерены и сами решать эту проблему. Простои составов будут сокращены до минимума. В промежутках между рейсами по основным направлениям составы будут использоваться на других маршрутах. Конечно, курсировать они будут в не совсем удобное для пассажиров время, но по низким ценам. По сути, проект организации низкозатратных перевозок направлен на выполнение социального заказа на транспортное обслуживание населения. Возможно создание на государственном уровне специальных социальных программ, которые будут ориентированы на популяризацию нового вида железнодорожных перевозок. В этой работе смогут принять участие и регионы».

Не секрет, что среднее наполнение пассажирских поездов не превышает 70%. ФПД намерена ликвидировать и этот «пробел», используя так называемый лист ожидания. Гражданин, не имеющий финансовой возможности оплатить стоимость стандартного билета, сможет обратиться в железнодорожную кассу за этой услугой. Если ему необходимо уехать в тот или иной город в определенный день, но точное время убытия не важно, его внесут в лист ожидания. До отправления поезда, в котором будут невыкупленные места, пассажира оповестят. Таким образом, граждане, для которых время отправления поезда несущественно, получают возможность оплатить проезд в рамках программы low cost.

В ФПД считают, что первыми программой low cost должны быть охвачены маршруты для регионов с малым уровнем доходов. Первые поезда предположительно будут курсировать на маршрутах Москва – Ульяновск, Москва – Самара, Москва – Киров. Планируется максимально использовать сезонную неравномерность перевозок. Для этого будет использовано введение low cost тарифов в тех направлениях, где предложение билетов значительно превышает спрос. Население получит хороший стимул к поездкам, а подвижной состав в этом случае эксплуатируется более эффективно.

Таким образом, ФПД и ОАО «РЖД», реализуя проект low cost, решают две основные задачи: увеличения мобильности населения и оптимизации собственных издержек. Cоздание нового подвижного состава с 6-местными купе не потребует дополнительных затрат, вагоны будут закупаться в рамках бюджета компании.

Но ФПД рассматривается возможность разработки low cost направления и с участием частного капитала. «В рамках проекта низкозатратных перевозок мы рассматриваем возможность сотрудничества ОАО «РЖД» и частной компании, – сообщил глава дирекции. – Подвижной состав, оптимизированный для low cost перевозок, будет либо собственностью этой компании, либо арендованным у ФПД. На нее планируется возложить функции оператора низкозатратных перевозок на направлениях с большим пассажиропотоком. Эта компания будет оперативно реагировать на спрос населения на дешевые перевозки и оптимально оперировать вагонами по направлениям. Скорее всего, областью работы нашего партнера станут те маршруты, где курсируют множество студентов, туристов, которые желают доехать быстро и за меньшие деньги».

По словам генерального директора ФПД, в настоящее время с Федеральной службой по тарифам идут переговоры по созданию оптимального ценового коридора. В случае реализации проекта частной компанией тарифы будет устанавливать она сама.

Валерий Шатаев уверен, что после окончательной проработки проекта он будет востребован населением. Демократичная ценовая политика и оптимальный комфорт сделают подвижность граждан с любым достатком максимальной.

Александр ШУГАЕВ


Справка «Гудка»
    Первыми ввели программы low cost авиакомпании. Сейчас в мире насчитывается более 60 таких перевозчиков. В Европе о внедрении системы низкозатратных перевозок объявили 24 авиакомпании. В Европе пытались использовать систему в межгородских автобусных перевозках. В 2006 году услугами мирового рынка low cost воспользовались более 200 млн человек.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31