25 июля 2021 16:47

Очаковские девушки с характером

«Гудок», 1 октября 1941 года

Антифашистский митинг работниц железнодорожного транспорта
«Гудок», 1 октября 1941 года
    Речь тов. Н.Павлюткиной – начальника станции Очаково Московско-Киевской дороги.
    «Пусть женщины-домохозяйки идут на транспорт, овладевают железнодорожным делом и работают на своих постах так, чтобы транспорт быстро, без задержек доставлял все необходимое для фронта.
    На нашей станции Очаково все – от начальника до стрелочника – женщины. Нашу работу высоко ценит наш любимый нарком Лазарь Моисеевич Каганович. Мы отеплили, побелили помещение, остеклили окна, отремонтировали сараи. В свободное время собрались и отремонтировали спецодежду. Сделали запас дров на зиму.
    Все работницы станции научились отлично стрелять из винтовки, пулемета, метать гранату и помогать раненым».

– Ну это все про нас. Только из пулемета стрелять не научились. Вроде бы нет сейчас необходимости. А так, все про нас. И отеплить, и остеклить. Даже траву косить умеем, – широко и уютно улыбается начальник станции Очаково Московской дороги Елена Байкова.

Так уж случилось, что грузовой станции Очаково то ли звездами, то ли судьбой определено быть женской. Нет, служили здесь и мужчины, иногда даже начальствовали. Но все равно уже многие десятилетия именно женщина в Очакове руководит, определяет, остекляет и отепляет. Вот и сегодня из 46 работников станции только десять составителей поездов – мужчины. Остальные – представительницы пола противоположного.

Мужчины держатся смирно и почтительно. Живут обособленно, а их вагончик напоминает резервацию. Нет, их, конечно, никто не дискредитирует, все же здесь не царство амазонок. Но все-таки, все-таки…

– Почему мужчин так мало?
– Да потому что для них Очаково – просто стартовая площадка. Станция 1-го класса. Отработают какое-то время – и на повышение, карьеру делать. А мы, бабы, прикипаем к месту. Если хорошо нам – от добра добра не ищут.

Сейчас у Елены Байковой лишь один заместитель. И тоже Елена – Лившиц. Был когда-то в заместителях и мужчина, но начальство сообразило, что две боевые Елены и сами справятся.

У Елены-начальника вся семья железнодорожная. Мама – почетный железнодорожник, работала, между прочим, начальником отдела подъездных путей МЖД.

– Она у меня ходячий свод правил перевозок, – смеется Елена Анатольевна. – Сын сейчас тоже в МИИТ пошел. Мы всей семьей, когда он школу оканчивал, говорили парню: может, что другое выберешь? А он в ответ: «А о чем я тогда с вами разговаривать буду?»

У Елены-зама все наоборот: отец был известнейшим хирургом, мать – большим медицинским начальником. А Елена – первая в семье Лившицей железнодорожник. Почему так случилось, почему вместо медицинского девушка выбрала автодорожный, почему пришла на станцию, она до сих пор объяснить не может. Но не раскаивалась в выборе профессии ни разу.

– Как начальники-мужчины с подчиненными общаются – это известно всем. А вы какие слова для нерадивых находите?
– А мне достаточно только подойти, и вроде бы не надо лишних слов, – как-то задумчиво отвечает Байкова.
Веришь.

– А что самое проблематичное в работе женщины-руководителя?
– Женщиной хочется быть чаще, чем получается, – почти одновременно отвечают обе Елены.

Вот здесь не веришь. Потому как женственность прямо-таки разлита на станции Очаково. И дело не в цветочках-кружавчиках-пирожках-маникюрах. Хотя и это есть. Женственность прежде всего в аккуратности и продуманности. От недавней установки душевых кабинок до предельной четкости разгрузки. 150 вагонов в сутки. Бывают станции значительнее, но мало грузовых станций – обаятельнее.

Во время Великой Отечественной Очаково было очень загруженной станцией. Через нее на Запад шли эшелоны с техникой и боеприпасами, обмундированием и продовольствием. Потом наступило затишье. Снова бурно развиваться станция начала в 70-х, когда по соседству была построена станция Бекасово-сортировочная и понадобилось много новых подъездных путей.

Возвращаюсь к душевым кабинкам. Это разговор для Очакова не пустой и можно сказать исторический. В старом здании станции, где работала героиня гудковской заметки Наталья Павлюткина и которое стоит в сотне метров от нового, нет даже канализации. Нет и не будет. Потому что, как говорят, здесь какой-то очень неудобный склон и проведение жизненно необходимых труб может помешать проходящей неподалеку правительственной трассе.

Но старенький дом все равно любим за очаровательный старорежимный уют. Именно в этом доме накрывается стол на Новый год. А в День железнодорожника по давней традиции коллектив выезжает на пикник. Забирая с собой всех ветеранов станции. Их 15 человек, и среди этих 15 – лишь единственный джентльмен.

Одна из ветеранов, Мария Ивановна Орлова, прослужила в Очакове 33 года. Была секретарем парторганизации и заместителем начальника.

Наталью Павлюткину хорошо помнит, но теплой дружбы между девушками тогда не случилось: «Строгая была, деловая очень и очень неприступная».

А вот о зачинателе корпоративных шашлыков, начальнике 70-х Равиле Хасановиче Насырове без улыбки не вспоминает. С восточной галантностью сумел Равиль Хасанович установить среди подведомственных ему женщин атмосферу товарищества и тепла.

– Поговорите с Лидией Прусовой. Она у нас 14 лет дежурной по станции. Всех научила-обучила. Ее здесь мамой называют.
Изящная моложавая женщина на маму всех 46 работников Очакова явно не тянет.
Объясняю ей про перекличку времен в «Гудке», спрашиваю, что бы Лидия Алексеевна посоветовала сегодняшним девчонкам, выбирающим трудовую стезю.
– Чтобы десять раз подумали, прежде чем идти на «железку», – отрезает Лидия Алексеевна.

– То есть?!
– Так замучили проверки и ревизоры. Вот, к примеру, я – дежурная, чем должна заниматься? Своим кругом обязанностей. А меня в последнее время всякие комиссии все допытываются про строение тепловозов и электровозов. Или вон на стене схема привода висит. Ну висит и висит. Мне-то она зачем? Так нет, оказывается, я ее должна на старости лет на зубок выучить. Да я вообще по инструкции не имею права в работу машинистов вмешиваться.
Или жилье. Вот я живу в трехкомнатной квартире с двумя сыновьями, их женами, внуком и бывшим мужем. Та еще коммуналка. Пошли с сыном в банк ипотеку брать, а в банке говорят: «И зачем вы явились со своей бомжатной зарплатой?» Так и сказали: «бомжатной». Конечно, мне три года до пенсии, куда я денусь. Вот и дорожу своей работой. Но девчонкам молодым не советую. Зарплаты маленькие, а эти комиссии все нервы издергают…
Сократили рабочих станции. Теперь сами снег убираем. Приходят девчонки: операторы, дежурные – и давай махать лопатой. Очень умственное занятие.

– Ай да, Лидка! Сама ж сына сюда работать привела, а теперь говорит: не ходите на «железку», – смеется Елена Байкова. – У нас тут девушки с характером. А Лида видно сегодня не в настроении, вот она вам и наговорила. Про зарплату и комиссии.

Вообще-то средняя зарплата в Очакове – 18 – 20 тысяч. Но из москвичей на станции – только две Елены. Остальные ездят из Бекасова и Малоярославца. Одна дежурная даже из Калуги. Обычная история для московских станций. Не то чтобы в Бекасове человек с 18 тысячами чувствовал себя миллионером, но если к этим деньгам еще и огородное хозяйство, на круг неплохо получается. А молоденькие москвички поработают в Очакове, пройдут хорошую школу и со своей выучкой сбегают в коммерческие структуры.

Обеих Елен тоже периодически сманивают коммерсанты. Елены периодически задумываются. Подумают-подумают и махнут рукой на заманчивые предложения. РЖД – это РЖД.

– Не задерживаются на железной дороге только случайные люди. А если у тебя внутри есть что-то цельное, что как магнитом притягивает к «железке», – никогда не оторвать, – бескомпромиссно заявляет третий член женского очаковского триумвирата – старший технолог Татьяна Крупеня.

– Это точно, – подтверждает дочь хирурга Елена Лившиц. – И потом здесь я все время чему-то новому учусь. Здесь автодорожный окончила, и вон тот подъездной путь – моя дипломная работа. Все спроектировала сама: от начала и до конца. Я активная, люблю, чтобы, как в калейдоскопе: все время новая картинка. А здесь каждые пять минут видишь результаты своего труда. Здесь – дорога, а значит, постоянно – жизнь.

Вита СМЕЛЯКОВА,
спец. корр. «Гудка»
Очаково

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31