26 июля 2021 00:58

Лето, «окна» настежь

Российские железные дороги изменили технологию предоставления путейских «окон». Как рассказал «Гудку» заместитель начальника департамента управления перевозками ОАО «РЖД» Анатолий Кужель, впервые технология была применена в апреле – июне на Свердловской железной дороге.

– Анатолий Леонидович, чем было вызвано внедрение нового принципа предоставления ремонтных «окон» и в чем он, собственно, состоит?
– Объем перевозок на сети ОАО «РЖД» постоянно увеличивается, а инфраструктура, и в первую очередь путевое хозяйство, на многих дорогах требуют значительной реконструкции.
В этих условиях прежний принцип организации «окон», когда усилиями руководителей комплекса путевого хозяйства и службы перевозок той или иной дороги для ремонта инфраструктуры предоставлялись 6 – 8-часовые перерывы в движении поездов, перестает быть эффективным.
Для проведения большого объема работ иногда необходимы «окна» продолжительностью до 24 часов, а, учитывая интенсивность движения, сделать это усилиями лишь одной магистрали нереально.
Поэтому на состоявшемся в апреле этого года на Сверд­ловской железной дороге совещании под руководством первого вице-президента ОАО «РЖД» Вадима Морозова были определены меры по стабилизации работы железных дорог Западно-Сибирского и Уральского регионов. Для этой цели впервые на сети ОАО «РЖД» и была разработана и применена технология проведения ремонтно-путевых работ на направлениях.

Цель новой технологии – выполнение максимального объема ремонтно-путевых работ и реконструкция инфраструктуры при бесперебойном пропуске планового вагонопотока.
Главный принцип нового метода состоит в том, что в организации длительных «окон» на значительном участке Свердловской магистрали – это почти 300 км – участвует не только служба перевозок конкретной дороги, но и движенцы сопредельных магистралей. Это необходимо для того, чтобы на многокилометровом полигоне перераспределить вагонопоток на соседние дороги.
Например, при организации «окон» на Свердловской железной дороге основные нагрузки по продвижению грузовых поездов были перемещены на Западно-Сибирскую, Горьковскую, Южно-Уральскую железные дороги. Чтобы нагрузка для этих магистралей не стала чрезмерной, часть вагонопотока с них приняли на себя Московская, Приволжская и Октябрьская железные дороги.
Таким образом, главное отличие нового метода в том, что для организации длительных по времени «окон» на значительных участках пути осуществляется координация перевозочного процесса сразу на нескольких дорогах сети.
Эта технология была применена впервые на Свердловской магистрали потому, что именно на этой дороге ситуация с состоянием путевого хозяйства была самой сложной. Здесь требовалось в ограниченный срок провести большой объем работы.
После детального анализа применения этой методики на Свердловской железной дороге технология проведения ремонтно-путевых работ на направлениях будет применяться и на других дорогах сети.

– Расскажите подробнее о наиболее значительных изменениях в плане формирования поездов.
– На период предоставления «окон» по капитальному ремонту пути на железных дорогах Урало-Сибирского региона был разработан специальный план формирования поездов и порядка пропуска вагонов по направлениям. Например, на первом этапе (май – июнь 2007 года) при проведении работ на полигоне Называевская – Свердловск – Балезино было изменено направление вагонопотока со станций Западно-Сибирской железной дороги на магистрали европейской части России.
Вместо привычного маршрута Балезино – Свеча для пропуска вагонопотока были определены направления Исилькуль – Черусти и Исилькуль – Кропачево.
Поезда, перевозящие уголь назначением на станции Латвийской железной дороги, следовали через Исилькуль – Кропачево – Кустаревку вместо установленного по плану направления Называевская – Дружинино – Черусти.
Изменения порядка направления вагонопотоков, введенные на период проведения «окон» на полигоне Балезино – Свердловск – Называевская, позволили сократить транзитный вагонопоток в целом по Свердловской железной дороге на 8 – 10 пар поездов в сутки.
Одновременно с этим на станциях сети была проведена корректировка плана формирования, что позволило сократить переработку на станции Свердловск-сортировочный до 1,5 тыс. вагонов в сутки и на станции Пермь-сортировочная до 300 вагонов в сутки.
В результате изменений порядка направления вагонопотоков в течение двух месяцев ежесуточно отклонялось от обычного пути следования около 35 поездов. Это в общей сложности составило более 1,9 тыс. поездов, или 124 тыс. вагонов.

– Не привели ли столь значительные изменения в перевозочном процессе к экономическим потерям компании?
– Нет, напротив, в результате реализация этого проекта помогла ОАО «РЖД» сохранить средства.
Конечно, за счет масштабного изменения направления вагонопотоков дополнительные эксплуатационные расходы составили 148 млн руб. Однако, как показали технико-экономические расчеты, принятое решение по отклонению поездов на полигоне Урал – Северо-Запад было необходимо.
Надо сказать, что экономическая эффективность оперативных изменений порядка направления вагонопотоков оценивалась по таким позициям, как ограничения размеров движения по участкам в связи с предоставлением «окон» по капитальному ремонту пути, посуточные колебания образования поездов к отправлению на каждый участок и с выходом на стыковые пункты и изменения времени следования поездов по участкам и нахождения их на станциях от нормативных значений.
Учитывая неизбежные длительные задержки поездов на направлениях предоставления «окон», замедление оборота вагона и, как следствие, потери погрузочных ресурсов могли привести к экономическому ущербу для компании только в мае в размере 311 млн руб., а с учетом возможных выплат за нарушение сроков доставки грузов до 788 млн руб.

– Удалось ли выполнить главную задачу – провести большой объем путевых работ?
– В апреле – июне текущего года в объеме капитального ремонта на Свердловской железной дороге было запланировано отремонтировать 222 км пути на участке Чепца – Называевская. Из них на перегоне от станции Чепца до станции Свердловск-сортировочный 104 км, на участке Свердловск-сортировочный – Называевская 118 км. К середине июля ремонтно-путевые работы на дороге были выполнены в объеме 254 км, а на участке Чепца – Называевская в объеме 225 км.
Работы по ремонту пути были развернуты на семи направлениях. Основная работа проводилась в «окна» продолжительностью 12 часов, на перегонах Лек – Кордон и Кукуштан – Ергач в «окна» продолжительностью 24 часа.
Всего для путевых работ на Свердловской железной дороге было заявлено 6 тыс. 900 «окон», что на 930 «окон» превышает показатель прошлого года, использовано 5095 «окон», что на 928 больше, чем в 2006 году.
Применение новой технологии позволило работникам путевого хозяйства Свердловской железной дороги увеличить выработку на один час «окна» к уровню прошлого года. В среднем с начала ремонтно-путевых работ выработка на усиленном капитальном ремонте составила 127 м в час, в то время как в прошлом году было только 87 м.
Работа шла успешно в результате того, что на железных дорогах региона было изменено направление вагонопотоков, проведена концентрация техники и материалов на ремонтируемых участках, разработаны и утверждены оптимальные сроки проведения «окон».
Работа по новому принципу предоставления «окон» на Свердловской магистрали закончена.
В настоящее время начинается следующий этап проведения ремонтно-путевых работ, которые будут развернуты на Западно-Сибирской, Южно-Уральской и Куйбышевской железных дорогах, а дополнительную нагрузку по продвижению поездов возьмут на себя отремонтированные участки Свердловской дороги.

Справка «Гудка»
    В 2007 году весенне-летние путевые работы начались на полторы недели раньше, чем в 2006 году. В связи с этим за 6 месяцев 2007 года состоялось «окон» на 8,7% больше, чем в прошлом году, – всего 220 366 «окон», в том числе продолжительностью свыше 4 часов – 31 509. В июне предоставлено 41 218 «окон» – на 0,8% меньше, чем в прошлом году, в том числе продолжительностью свыше 4 часов – 7 563, что на 0,9% меньше, чем в 2006 году.

    За 6 месяцев 2007 года к уровню прошлого года сокращено на 11% количество отмен запланированных «окон» – всего 4 509 случаев. В июне текущего года количество отмен запланированных «окон» снизилось на 35% к уровню прошлого года. Больше всего запланированных ранее «окон» отменено на Свердловской железной дороге – 1119 отмен, а также на Московской железной дороге – 672 отмены. А вот на Западно-Сибирской магистрали отмен ранее запланированных «окон» вообще нет.

    Больше всего «окон» в первом полугодии текущего года было организовано на Октябрьской железной дороге – 23 251 окно. Это на 2,4% выше, чем в 2006 году. На Западно-Сибирской железной дороге было организовано 20 681 «окно», в то время как в прошлом году этот показатель составил 15 346 «окон», то есть их число увеличилось на 34%.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31