28 июля 2021 08:21

Поезд «кожаного наркома»

Кирилл УСАДКОВ

Лев Троцкий с марта по декабрь 1920 года одновременно возглавлял Реввоенсовет и Наркомат путей сообщения.


Путь к революции

Будущий пламенный революционер родился 26 октября 1879 года в местечке Янувка Херсонской губернии в семье богатого еврея-земледельца Давида Бронштейна. Еще реалистом вступил в нелегальный кружок социал-демократов, был арестован и в 1900 году отправлен в ссылку в Иркутскую губернию. В августе 1902-го Лев Бронштейн оставил жену с двумя детьми (младшей дочери было всего два месяца) и бежал на ближайшую станцию Транссиба с паспортом, выписанным на фамилию Троцкого, – эту фамилию носил свирепый надзиратель Одесской следственной тюрьмы, где Лев Бронштейн сидел почти два года.


От мира к войне

Лев Троцкий после революции стал вторым человеком в большевистской иерархии. В Совете народных комиссаров он получил должность наркома по иностранным делам. После провала мирных переговоров с Германией Троцкого направили создавать новую армию, способную приостановить движение германских войск в глубину России и одновременно разгромить антибольшевистские силы. Он стремительно перемещался с фронта на фронт и в охваченные мятежами тыловые районы. Иногда оказывался близко к передовой – отдавал приказы о расстреле каждого десятого красноармейца из полков, отступивших в сентябре 1918 года под Казанью, выезжал с наградами для отличившихся, агитировал крестьян-дезертиров.

К началу 1920 года стало ясно, что главные силы белых армий на Юге и Востоке России разбиты. Ленин попросил Троцкого возглавить Наркомат путей сообщения. Руководители партии и государства надеялись, что он сумеет восстановить транспорт, который был близок к коллапсу. Суточная погрузка вагонов упала с 1917 по 1919 год с 27,4 до 8,3 тыс. тонн, вес отправленных грузов – со 115,2 до 30,5 тыс. тонн, средний дневной пробег паровоза снизился со 119 до 68 верст, зато выросла с 17 до 52% доля постоянно неисправных паровозов (сам Троцкий говорил о 60%) и с 5 до 18% – «больных» вагонов.


На двух креслах

В марте 1920 года Троцкий был назначен исполняющим обязанности наркома с сохранением поста председателя РВС. Свой рецепт борьбы с разрухой он предложил еще в декабре 1919-го на 3-м съезде профсоюзов. Заявив «Человек есть довольно ленивое животное», он предложил ввести трудовую повинность.

В январе 1920 года, когда Троцкий только присматривался к новой должности, 3-я армия Восточного фронта была переименована в 1-ю армию труда и переброшена для работы на заводы и железные дороги Урала, 2-я армия – на Юго-Восточную железную дорогу. Милитаризацию труда и закрепощение рабочих у станка и крестьян на полях, строгие наказания дезертиров и не справляющихся с планом ремонта и расчистки путей Троцкий считал главным, если не единственным путем преодоления кризиса. Местности в 50-верстной полосе от магистралей объявлялись на военном положении. Невыполнение приказов об очистке железных дорог или заготовке дров для их жителей грозили военным трибуналом.


Кнут и пряник наркома

Первым приказом по Наркомату путей сообщения «кожаный нарком» – так Троцкого звали за пристрастие к одежде из убитых животных – провозгласил: «Железнодорожники должны умереть, но выполнить свой долг перед революцией!» Однако Троцкий не слишком рассчитывал на агитацию. Больше он надеялся на жесткое принуждение и репрессии.

Дисциплинарные суды заменили ревтрибуналы. Меры дополняла собственноручная инструкция: «Администрация должна печатать и рассылать списки дезертиров... Ревтрибуналы должны не только наказывать, но и агитировать путем репрессий».

После того как его поезд сошел с рельсов в Пензенской губернии из-за неисправности пути, Троцкий приказал отдать под суд начальника участка, руководителя службы движения и председателей местных волисполкома и ревкома. Ревтрибунал приговорил их к расстрелу, замененному отправкой на фронт.

Однако рабочие депо, машинисты, служащие и крестьяне вопреки угрозам хотели жить и кормить своих детей. Они изобретали любые предлоги, чтобы не выходить на работу и добывать продукты: больничные листы, отпуска для помощи родственникам в деревне, командировки в хлебные губернии, откуда можно было прислать близким муку и сухари.

Постановление ЦК РКП(б) констатировало: в мае 1920 года на некоторых дорогах в прогулах были до 80% штатного персонала службы пути, депо и мастерских. Ответом стали новые репрессии. В частности, в Туле в конце мая 1920-го к длительным срокам в концлагере были приговорены 39 человек, в Саратове – больше 50.

Но вскоре стало ясно, что одними репрессивными мерами поднять производительность труда на железных дорогах невозможно. В июне 1920 года Троцкий приказал вдвое увеличить натуральную (продуктовую) премию для рабочих, перевыполнявших план. Они могли получать красноармейский паек – полтора фунта (600 г) хлеба, полфунта мяса в день, крупы, макароны и жиры. Депо и мастерским, часто перевыполнявшим план, разрешалось отправлять собственные эшелоны для заготовки продуктов в хлебородные губернии.

В феврале 1920 года отремонтировали 529 паровозов, в мае – 789, в августе – 1042, с наступлением холодов – около 850. Вывоз угля из Донбасса вырос за сентябрь – октябрь с 25 до 50 млн пудов в месяц. Почти на 30%, до 10,7 тыс. тонн в день, выросла погрузка (до 405 млн тонн). Другие показатели выглядели не так оптимистично: суточные пробеги паровозов и вагонов продолжали снижаться, а доля «больного» подвижного состава расти.

В декабре 1920 года Льва Троцкого на посту наркома путей сообщения сменил «железный Феликс» – председатель ВЧК Феликс Дзержинский.


Поезд вождя

Поезд Троцкого сформировали 7 августа 1918 года из двенадцати вагонов: пассажирских 1-го класса и салон-вагонов. Там размещались секретариат, телеграф, электростанция, библиотека, типография, баня, царский вагон-гараж с пятью автомобилями и двумя бронемашинами. Наконец, к эшелону прицепляли специальный вагон-рефрижератор. Когда вся страна корчилась от голода, в нем возили мясо, битую птицу и зелень. За годы Гражданской войны поезд Троцкого проделал по разболтанным шпалам и рельсам 105000 км – больше двух с половиной окружностей экватора.

После окончания Гражданской войны и ухода его с поста наркома путей сообщения карьера Льва Троцкого покатилась под откос: он проиграл схватку со Сталиным и его окружением за доступ к Ленину, был обвинен в оппозиции, выслан из страны и убит агентом НКВД Рамоном Меркадером в Мексике в 1940 году.

Кирилл УСАДКОВ


Приказ по Народному комиссариату путей сообщения от 28 мая 1920 г.
    Политическое Управление Комиссариата Путей Сообщения и Главода совместно с профессиональными организациями железнодорожников и водников издает ежедневную газету «Гудок». Все транспортные работники должны обратить самое серьезное внимание на новое орудие поднятия нашего транспорта.

    Газета «Гудок» должна быть верным отражением состояния транспорта, его прорех, недочетов, болезней, равно как и его успехов и завоеваний.

    Сделать газету надежным и могущественным орудием в борьбе за возрождение транспорта могут только транспортные рабочие и работницы, прежде всего в лице своих наиболее сознательных и энергичных элементов.

    Нужно через посредство газеты оповещать весь путейский мир и всю страну о жизни нашего транспорта – каждой дороги, каждого участка, мастерской, области, реки, района, затона и пр.

    С другой стороны, руководящие работники железнодорожного и водного транспорта должны внимательно следить за информацией «Гудка», проверять в сфере своей компетенции все указания на сколько-нибудь серьезные упущения и недостатки, принимать меры к их устранению и тем устанавливать твердую связь между печатным словом и творческим делом.

    Врид Народного Комиссара путей сообщения Л.Троцкий.
    «Известия ВЦИК» №115,
    29 мая 1920 г.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31