01 августа 2021 13:44

Реформа по принципу «не навреди»

Фото из архива автора

Сергей Чаплинский, заместитель председателя комитета Государственной думы по энергетике, транспорту и связи:

– Правительство готовится внести осенью в Думу пакет законопроектов, касающихся развития железных дорог. Учитывая тот факт, что в отношении дальнейшего хода реформы Российских железных дорог существуют диаметрально противоположные точки зрения, я считаю, потребуется провести парламентские слушания по этим проектам, прежде чем они будут направлены на первое чтение.

Уже сейчас видны спорные моменты в законотворческой деятельности, регулирующей железнодорожный транспорт. Например, есть депутатские предложения о принятии специального закона о локомотивной тяге. Я категорически против такого закона. Поскольку дробление единого оператора локомотивной тяги неизбежно приведет к резкому сокращению ресурсной базы на обновление локомотивного парка и в итоге станет причиной падения уровня безопасности на железных дорогах. Это хорошо видно на примере авиации, где сперва произошло дробление единого перевозчика. Теперь государство пытается из этих сотен «осколков» снова создать несколько крупных авиакомпаний.

Отмечу, что сейчас нет увязки транспортного законодательства с бюджетом. Объясню, в чем это проявляется. Во всех развитых странах в государственных бюджетах законодательно предусмотрены компенсации расходов железных дорог по приобретению подвижного состава, строительству новых линий, издержек в пассажирском сообщении. У нас ничего подобного нет, и это не только сугубо экономический, но и правовой недочет. И он непосредственным образом влияет на развитие наших железных дорог – не хватает средств на обновление техники, на постройку новых линий сети.

В то же время мы не должны слепо копировать зарубежный опыт законодательного обеспечения работы транспортной отрасли. Сейчас в Европе, например, железные дороги так же, как и у нас, находятся в стадии реформирования. Там до сих пор еще нет единой позиции, в каком направлении должна развиваться отрасль – в качестве единой общеевропейской системы или в качестве национальных железных дорог. У нас накоплен за 170 лет немалый опыт в сфере железнодорожного транспорта, и нам нужно очень осторожно относиться к заимствованиям извне. Главное – чтобы все решения, касающиеся будущего отрасли, вырабатывались в ходе подробного изучения предложений. С учетом замечаний, по принципу «не навреди».

Фото из архива автора

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31