27 июля 2021 02:35

Мойдодыр из ядерного центра

Александр ДАВИДЬЯНЦ

Разработанная специалистами ВНИИ технической физики Российского Федерального ядерного центра (Челябинская область) технология позволяет всего за несколько часов очистить струей воды и песка вагоны от грязи и старой краски.

Гидроабразивный метод уже нашел широкое применение в странах Евросоюза, где из-за вредных выбросов в атмосферу объемы огневых методов очистки поверхностей строго ограничены законом. А вот экологически чистая и безопасная технология обработки поверхности металла водой и песком активно внедряется в самых различных отраслях.

В созданную в челябинском институте струйную установку входят плунжерный насос высокого давления, гидравлический и электрический пульты управления. Ее технические характеристики уникальны для нашей страны.

«По трубопроводу к обрабатываемой поверхности под давлением в 2 тыс. атмосфер подают воду, песок и различные сорбенты (в зависимости от вида выполняемых операций). Материалы «провоцируют» процесс эрозии, протекающий с большой скоростью, – рассказывает кандидат технических наук Евгений Антошин. – С помощью нашей установки можно резать металл, железобетонные конструкции, сдирать грязь и старую краску даже с нефтеналивных цистерн».

Конечно, как подразделение Росатома, ВНИИТФ в первую очередь разрабатывает оборудование для своей отрасли. Свои гидроабразивные технологии южноуральские ученые в прошлом году демонстрировали на Горьковской железной дороге специалистам по ремонту подвижного состава и путевого хозяйства Московской, Северной, Октябрьской и ряда других магистралей. Железнодорожники ознакомились с разработанными физиками методами водоструйной резки рельсов, очистки вагонов от краски и другими прогрессивными технологиями.

По словам Евгения Антошина, показанные уральцами разработки очень понравились представителям дорог, однако пока конкретных заказов от них челябинский институт не получил.

Между тем за прошедший год номенклатура оборудования, разработанного в ядерном центре для транспортной отрасли, значительно расширилась. Например, с помощью созданной здесь компактной передвижной установки, смонтированной на обычном грузовом автофургоне, можно срезать концы рельсов прямо на железнодорожных путях. Для этого достаточно всего лишь установить на рельс небольшую насадку и подать через нее под высоким давлением струю песка. На всю операцию уходит 12 минут, а качество среза металла такое, что можно сразу без дополнительной обработки сваривать плети. Сейчас при подобных работах путейцам приходится снимать рельсы и отправлять их на ближайший рельсосварочный завод.

Точно так же можно резать и удалять вышедшие из строя железобетонные шпалы, конструкции мостовых сооружений, железнодорожные платформы. Отслужившую свой срок опору контактной сети можно срезать струей песка и воды всего за 10 минут. Гидроабразивная технология позволяет «распиливать» огромные железобетонные конструкции толщиной в несколько метров.

По мнению Евгения Антошина, струйную установку можно эффективно использовать также для очистки рельсов, колесных пар, вагонов и другой техники и оборудования. К примеру, чтобы отмыть железнодорожные цистерны от остатков нефтепродуктов, достаточно обработать их струей воды с добавлением специального сорбента, полученного из торфа.

Эта смесь легко чистит не только внешние стенки цистерн, но и позволяет избавиться от осадка внутри вагона. А дозированное нанесение сорбентов на аварийные разливы нефтепродуктов и пятна мазута в местах налива жидкого топлива позволяет содержать подъездные пути станций и промышленных предприятий в образцовом порядке.

При ремонте грузовых и пассажирских вагонов водяной струей можно всего за 15 минут очистить один квадратный метр их поверхности от въевшейся грязи и многих слоев краски. Разработчики готовы создать в железнодорожных депо стационарные пункты очистки подвижного состава, оснастив их несколькими десятками устройств, которые будут обрабатывать поверхности локомотивов и вагонов с двух сторон.

По словам Евгения Антошина, ученые ВНИИТФа также планируют изготовить для предприятий ОАО «РЖД» передвижной модуль, снабженный оборудованием, способным выполнять все перечисленные операции. Его можно будет быстро и без проблем доставлять на платформе или в крытом вагоне к месту проведения срочных ремонтных работ.

Александр ДАВИДЬЯНЦ


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31