26 июля 2021 01:04

Голос паровоза

Вита СМЕЛЯКОВА

– Додумался устанавливать свисток на локомотиве изобретатель паровоза Джордж Стефенсон. В 1833 году. До этого для разгона зазевавшихся прохожих использовали факелы, масляные фонари и небольшие колокола.

В принципе идея гудка родилась сама собой: вырвался как-то из котла пар и возник такой звук, что не услышать или проигнорировать его было никак невозможно. Вот тут Стивенсон и установил на паровозе «Самсон» первый гудок.

Прогудел «Самсон», надо сказать, довольно музыкально. Потому что Стивенсон для облагораживания «парового» звука привлек к работе знакомого музыканта.

Железнодорожникам идея сразу пришлась по душе – просто, дешево, надежно и, главное, слышно. И уже к 1835 году свисток засвистел практически на всех существующих тогда европейских железных дорогах. А вот английские газеты писали: «Какой шаг назад в развитии цивилизации! И кто позволил этому ужасному реву раздаваться в городах у жилищ людей!»

Железнодорожники США несколько лет еще держались за свой ручной колокол, а когда наконец в 1837 году поставили на паровоз первый свисток, то так обрадовались, что свистели всю дорогу. В результате пара едва хватало для работы машины. Зато в России паровозы сразу появились со своим голосом.

Очень быстро сигнал стал некой маркой, серьезные машинисты гудели своим особым стилем. Даже тональность свистка-гудка каждый машинист переделывал под себя, чтобы уж ни с кем не спутали. Недаром старые железнодорожники могли узнавать поезда по голосу паровоза.

Нынче паровые свистки остались только на маневровых локомотивах. Их заменили гудки электрические. Бывают они двух типов – тихий, тонкий свисток и низкий, мощный тифон. Тифон по греческой мифологии – стоглавое чудище с диким ором. Именно с ревом тифона проносятся поезда мимо станций. Слышно его даже за несколько десятков километров. И за эти несколько десятков он становится романтичным и загадочным, и ему посвящают поэты стихи, композиторы – песни, а влюбленные – мечты.

Вот такую историю железнодорожного гудка поведал мне заместитель директора музея Московской дороги Георгий Александрович Брядов.

– А про другой «Гудок» что скажете?
– Могу тоже рассказывать долго, потому что «Гудок» – моя газета вот уже больше 40 лет. Конечно, люблю ее, но мне не очень нравится, что в последнее время на ее страницах слишком много места уделяется другим видам транспорта. Все-таки она «Гудок», а не какая-нибудь «Сирена». А так, обязательно прочитываю первую полосу, с удовольствием просматриваю исторические и научные материалы и как бывший волейболист всегда читаю спортивную полосу.

Вита СМЕЛЯКОВА

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31