25 июля 2021 07:09

Машинисты на заказ

Вячеслав ЗАПОРОЖЕЦ,<br /> соб. корр. «Гудка»<br /> Воронеж

Юго-Восточная железная дорога сумела полностью укомплектовать штат локомотивных бригад.

Дефицит кадров на магистрали возник полтора года назад.

«В 2005 году на дороге упали объемы работы, из-за чего пришлось сократить немало работников. ЮВЖД вынуждена была тогда снизить штатную численность специалистов на 5 тыс. человек – это больше, чем на 8%. Тогда мы сохранили костяк машинистов и помощников, но не могли позволить себе увеличивать их количество. Ситуацию усугубил и выход многих наших машинистов на пенсию», – сообщил «Гудку» заместитель начальника Юго-Восточной дороги по кадрам и социальным вопросам Виктор Вакуленко.

В середине 2006 года в связи с увеличением объемов перевозок штатные расписания локомотивных депо были пересмотрены. Количество должностей машинистов и их помощников увеличено более чем на 500 единиц. В результате на дороге возник дефицит кадров и, как следствие, рост сверхурочных работ локомотивных бригад. По словам заместителя начальника дороги по локомотивному и вагонному хозяйствам Владимира Кривоносова, только за первые четыре месяца этого года сверхурочные увеличились на 21 тыс. часов.

Юго-Восточной срочно пришлось предпринимать меры для привлечения персонала в локомотивное хозяйство. В результате ряда шагов уже к середине лета штат машинистов локомотивов и их помощников на магистрали был укомплектован на 100,7% и 112,8% соответственно.

Как рассказала «Гудку» начальник отдела профессионального обучения и развития персонала службы управления персоналом ЮВЖД Светлана Самойлова, неработающих машинистов и их помощников искали через территориальные органы занятости, объявления в прессе и даже через военные комиссариаты, куда приходят вставать на учет отслужившие в армии. И люди стали приходить. Только благодаря средствам массовой информации в депо удалось привлечь около трех десятков человек.

С другой стороны, на магистраль пришла молодежь, окончившая профильные вузы и ссузы. Так, дорога предложила трудоустройство первым 57 выпускникам Ртищевского техникума железнодорожного транспорта, окончившим обучение по специальности, ввести которую и предложила магистраль – «Техническая эксплуатация подвижного состава». Эти ребята, по мнению кадровиков магистрали, после практики на дороге останутся работать в локомотивном хозяйстве. При этом ЮВЖД перечисляла техникуму деньги за обучение 19 из них. Всем дипломникам, ставшим локомотивщиками, предложена работа на магистрали.

«Все выпускники новой специальности показали себя в процессе учебы с хорошей стороны. Среди них – семь обладателей «красных» дипломов. Скажу честно, мы не ожидали такого результата», – рассказал «Гудку» директор Ртищевского техникума железнодорожного транспорта» Сергей Манаенков.

По его словам, обучение по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава» было возобновлено в 2003 году именно по инициативе Юго-Восточной железной дороги. До этого времени Ртищевский техникум локомотивщиков не готовил.

«Пять лет назад, когда мы озаботились подготовкой кадров для ЮВЖД, в регионе магистрали было шесть средних специальных учебных заведений, совпадающих по расположению с географией дороги, однако нас не устраивал набор специальностей, которым там обучали. Поэтому дороге пришлось инициировать ввод необходимых нам учебных программ в одном из этих сузов», – сказала «Гудку» Светлана Самойлова.

На Ртищевском техникуме остановились по многим причинам. Во-первых, к тому моменту он располагал большими площадями и готовил кадры по ряду необходимых дороге специальностей. Во-вторых, в Ртищеве находится самое крупное по количеству локомотивных бригад депо, а неподалеку – еще одно мощное депо, расположенное на станции Балашов. Из-за отсутствия в Ртищевском техникуме курса по подготовке локомотивщиков этим депо грозил кадровый голод.

«В Ртищеве появился дефицит локомотивщиков со средним специальным образованием. В тот момент катастрофы не было, но в перспективе у дороги не оставалось резервов для замещения должностей машинистов и их помощников», – говорит Светлана Самойлова.

Решив задачу с подготовкой локомотивных бригад, дорога извлекла из сотрудничества с техникумом и еще одну выгоду.

«Имея рядом такой техникум, мы получили возможность проводить курсы повышения квалификации персонала ближе к месту жительства обучаемых и тем самым сократить издержки, которые составляют командировочные расходы, оплата проезда и проживания работников. Поэтому, открывая эту специальность в Ртищевском техникуме, дорога рассчитывала снизить затраты на переподготовку и повышение квалификации работников», – отметил Виктор Вакуленко.

Привлечение новых кадров привело к желаемому результату – объем сверхурочной работы членами локомотивных бригад за последнее время удалось существенно сократить. В будущем, по словам Виктора Вакуленко, дорога намерена свести переработки к минимуму. Так, уже в этом году магистраль направит на подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников более 40 млн руб. Кроме того, чтобы закрыть сезонную потребность в помощниках машинистов в период с марта по октябрь, на эти должности будут приняты примерно 250 практикантов из профессиональных училищ, техникумов и вузов. Каждый практикант будет получать за свою работу по 10 – 12 тыс. руб. в месяц.

Вячеслав ЗАПОРОЖЕЦ,
соб. корр. «Гудка»
Воронеж

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31