25 июля 2021 05:26

Спорт, дипломатия и командный дух

Алексей ПЕРФИЛЬЕВ

Абсолютным триумфом российского спорта, российской дипломатии и командной сплоченности всей страны завершилась 119-я сессия Международного олимпийского комитета в Гватемале. Город-курорт Сочи избран столицей XXII зимних Олимпийских игр 2014 года!

Полтора часа ожидания результатов голосования оказались безумно тяжелыми – и для тех 30 тысяч, кто глазел на шоу-праздник в центре Сочи, и для тех десятков миллионов, что приникли к экранам телевизоров по всей России, и для нашей делегации в Гватемале. А когда в 3.20 ночи с 4 на 5 июля президент МОК Жак Рогге встал за трибуну и еще минуты три что-то официальное говорил, сидевшие напротив него россияне взялись за руки.

Губернатор Кубани Александр Ткачев, олимпийский чемпион Евгений Плющенко, министр транспорта Игорь Левитин, министр экономики Герман Греф, вице-премьер Александр Жуков, глава Росспорта Вячеслав Фетисов – именно в такой последовательности – оказались связаны единой живой цепью. И вот оно, слово: «Столицей зимней Олимпиады 2014 года становится Сочи!» И уважаемые российские господа взмывают в воздух! Клянусь, в первых двух прыжках радости Левитин победил Ткачева!

Но это так, к слову о реальной энергии олимпийского напряга. До того напряг был куда больше, но его никто не видел.


Роль капитана

Президент Владимир Путин прибыл в Гватемалу за сутки до презентации городов-кандидатов. Но победный олимпийский спурт он начал задолго до того.

Встречи с лидерами Балканских государств, переговоры с неформальным лидером малых и немалых стран Америки Уго Чавесом, рыбалка с президентом США – в каждой из этих встреч поднимался вопрос об отношении к Олимпиаде в Сочи, результаты каждой из встреч так или иначе влияли на отношение членов МОК к российскому городу.

К приезду Владимира Путина в Гватемалу команда Заявочного комитета Сочи подготовила список из 18 членов МОК, с которыми предстояло встретиться и переговорить президенту.

Здесь надо заметить, что советником нашей команды был тот самый английский менеджер, который два года назад готовил английского премьера Тони Блэра к олимпийской битве и который помог Лондону победить в споре за право называться столицей летней Олимпиады 2012 года.

Однако энергия Путина превзошла «английские теории». В течение всего одного дня президент России не только успел встретиться со всеми 18 персонами МОК, он переговорил еще с 30 (тридцатью!) членами Международного олимпийского комитета!

Очевидцы этого действа с восторгом рассказывали корреспонденту «Гудка» по телефону, как на фуршете в Национальном театре Гватемалы к Владимиру Путину для общения выстроилась именно такая очередь из олимпийских посланцев, как президент легко вспоминал имя каждого из них и в разговоре быстро находил общую точку зрения по той или иной проблеме.

Бывшие в том же театре в тот же час канцлер Австрии и президент Южной Кореи с тоской взирали на бурную активность людей вокруг российской делегации. К ним никто не подходил.

Через сутки, когда президент будет находиться в самолете далеко от Гватемалы, а россияне станут с волнением ожидать оглашения итогов второго тура голосования, председатель РФСО «Локомотив», член Международного олимпийского комитета Александр Попов заметит, прежде всего имея в виду эту президентскую энергетику:
– Огромная работа была проделана до сегодняшнего дня, не только спортивная и организационная, но в большей степени политическая. Именно поэтому выбор членов МОК в первом туре остановился на двух городах.

Но мы сейчас должны поблагодарить наших соперников – и уже выбывший Зальцбург, и Пьончанг, который пока продолжает соперничать с нами, – они создали творческую, спортивную обстановку.

И не их вина, что все равно победит Россия.


Презентация силы

Плюсы и минусы городов-кандидатов были известны задолго до презентации. Важны были нюансы. И проявились они неожиданно раньше официальных выступлений в виде «черного» пиара.

По словам канцлера Австрии Альфреда Гузенбауэра, в ряде западноевропейских газет не уставали повторять, что членам МОК придется делать нелегкий выбор между опытным Зальцбургом, авантюрным Сочи и сдержанным Пьончангом.

Однако в ходе презентаций выяснилось совсем иное. Наиболее точно это выразил член МОК, президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев:
– Зальцбург вспоминал о прошлом. Пьончанг говорил о будущем. А Сочи упирал на настоящее. И в этом была сила нашей заявки. Это и спорт, и практика жизни. Это то, что понимают все люди, в том числе члены Олимпийского комитета.

Добавить к этому можно лишь то, что в киноролике о Сочи, представленном на суд участников сессии МОК, основной упор был сделан на детский спорт. И даже красоты черноморского курорта подавались так, словно смотрит на них малыш широко раскрытыми глазами.

Впрочем, в своей речи перед членами МОК Владимир Путин напомнил и кое-что из прошлого, тут же спроецировав это и на будущее:
– Вы наверняка знаете, что мы в России умеем превращать спортивные состязания в действительно великолепные зрелища. Мы знаем, как это делать.


Результат класса

– У меня тряслись ноги, когда я выходил к трибуне сессии МОК, – признался, ожидая итогов голосования и вспоминая презентацию, Евгений Плющенко. – Я не ожидал этого. Неизмеримо меньше волновался, когда выступал на Олимпиадах.

Голосование началось ровно в 1.30 московского времени. Шло обыденно и закончилось неожиданно быстро – в 1.45.

Причем закончились оба тура. Минут за пять до того Жак Рогге как-то слишком обыденно заметил, что из гонки выпадает Зальцбург. Но результатов не назвал.

– Да он и не знает их, – пояснил Александр Попов. – Человек, который обладает этой информацией, находится под бдительной охраной спецслужб. Он изолирован. Ни у кого нет информации, честное слово. Я бы сам с радостью ее узнал.

Вот именно – с радостью. Примечательно оговорился глава «Локомотива». Но ожидание оказалось удивительно тягостным. И только много позже стали известны цифры.

В первом туре по каким-то причинам голосовали не 97 членов МОК, как ожидалось, а 95. Зальцбург получил 25 голосов. Сочи – 34. Пьончанг – 36.

Вся надежда была на Западную Европу, которая, как и ожидалось, в первом туре в большинстве своем голосовала за Зальцбург.

Во втором туре к электронным кнопкам были допущены не голосовавшие первоначально член МОК из Австрии и два члена МОК от Германии. В итоге 98 членов МОК отдали 47 своих голосов Пьончангу и 51 – Сочи. Победа!

Дальше было то, с чего мы начали этот репортаж. А секундами позже делегация России, сгруппировавшись и скучковавшись, изобразила «скульптурную группу» по сюжету картины Делакруа «Свобода на баррикадах». Только вместо свободолюбивой дамы в верхней и центральной части победного творения был губернатор Кубани Александр Ткачев. И держал он, понятное дело, российский флаг.


Олимпийская дорога

– От имени более чем одного миллиона сотрудников компании мы поздравляем всех россиян с тем, что город Сочи стал местом проведения зимней Олимпиады 2014 года. Это является неоспоримым подтверждением доверия и уважения мирового сообщества к нашей стране, – откликнулся вчера же на всенародную олимпийскую победу президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. – Наша компания сделает все необходимое для обеспечения требуемого развития железнодорожной инфраструктуры не только в районе Сочи, но и на всем направлении Центр – Юг, чтобы организовать транспортное обслуживание участников и гостей Олимпиады на высочайшем уровне.

И здесь самое время сказать, что транспортная схема заявки «Сочи-2014» предполагает строительство специальных олимпийских трасс общей протяженностью 140 км, а также дорог, связывающих все олимпийские объекты.

По ним будет разрешено движение только для транспорта олимпийской семьи.

Два олимпийских шоссе, ведущих в горы, будут иметь пропускную способность 14000 автомобилей в сутки. Легкая железная дорога длиной 50 км будет ежедневно доставлять 15000 пассажиров от берега моря в горы всего за 35 минут.

Дороги, ведущие к Красной Поляне, будут полностью реконструированы.

Помимо этого, проложат новые высокоскоростные трассы, ведущие к спортивным объектам. Всего реконструируют и построят 580 км дорожного полотна.

К 2014 году вдвое увеличится и пропускная способность аэропорта – он сможет принимать 2500 человек в час.

Уже в этом году РЖД приступят к подготовке документации по организации интермодальных перевозок на участке станция Адлер – аэропорт Адлер. Инвестиции в разработку проекта составят 60 млн руб. Планируется, что длина новой ветки будет чуть более 2,9 км. Ее увяжут с проектируемой автомобильной транспортной развязкой автотрассы Красная Поляна – Адлер – Сочи с последующим проектированием железнодорожной линии для доставки пассажиров от остановочной платформы аэровокзального комплекса «Сочи» до туристических комплексов, расположенных на Красной Поляне.

И, конечно, ОАО «РЖД» планирует принять участие в конкурсе на строительство легкого метро из Сочи до Красной Поляны.

А в настоящее время прорабатывается проект организации высокоскоростного движения на участке Москва – Адлер. Так что творческих планов хватит на всех.

Алексей ПЕРФИЛЬЕВ


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31