28 июля 2021 08:03

Нужны ли дороге сильные институты

Фото Юрия Машукова

Нужны ли дороге сильные институты Николай Василенко, директор Красноярского института железнодорожного транспорта:

– В прошлом году правительство РФ издало распоряжение, по которому Красноярский техникум железнодорожного транспорта и местный филиал Иркутского университета путей сообщения (ИрГУПС) объединились в единый институт железнодорожного транспорта – КрИЖТ. Появилась возможность вести комплексную подготовку высококвалифицированных кадров.

Конечно, простым объединением штата преподавателей не обойтись. Структура дорожных техникумов просуществовала почти столетие. За эти годы сформировалась собственная образовательная технология без оглядки на вузы. Сейчас основное внимание должно быть уделено созданию единых взаимодополняющих учебных программ – это долгая и скрупулезная работа. Но, вместо того чтобы заниматься выстраиванием полноценного научного и учебного процесса, мы вынуждены отвечать на постоянное давление головного вуза – ИрГУПСа.

Сегодня в ИрГУПСе действуют шесть филиалов: в Братске, Северобайкальске, Абакане, Чите, Улан-Удэ и Красноярске. Все они (исключая Читинский) сегодня готовят «студенческий полуфабрикат» – ведут обучение с первого по третий курс. Подготовка старших курсов идет в Иркутске. Очевидно, что позиция головного института выгодна. Не надо искать дополнительных объемов финансирования – деньги приносят филиалы, присылая студентов на дообучение.

С появлением у филиалов статуса института ситуация меняется. Новый вуз начинает претендовать на полный цикл обучения. Но для этого он должен подготовить у себя учебно-лабораторную базу, аудиторный фонд, преподавателей старших курсов, общежития и многое другое. Все это должен финансировать головной вуз, который, в свою очередь, «выбивает» необходимые средства у Сибирского территориального управления Росжелдора. Но нужно ли все это университету? Ведь тогда исчезнут «легкие» деньги за обучение старшекурсников, придется делать нестандартные ходы в сфере образовательных услуг. Поэтому для ИрГУПСа выгодно сохранить прежнюю схему отношений, оставив на местах номинально вуз, а фактически нечто усредненное между техникумом и институтом.

Не было только учтено, что созданные институты вряд ли захотят довольствоваться «усредненным» статусом, предпочтя стать полноценными вузами, что отвечает потребностям железных дорог. Среди них оказались Забайкальский, Красноярский и Улан-Удэнский филиалы, все дальнейшие действия которых проходили в атмосфере постоянного давления со стороны головного вуза.

Так было в Забайкальском институте. В Улан-Удэ директор филиала академик РАЕН Жаргал Дамбаев был смещен со своей должности, в результате чего институту пришлось забыть о праве на самостоятельность. Аналогичные меры были выбраны и в отношении КрИЖТа, где одна проверяющая комиссия и ревизия не успевает сменить другую. В результате искусственно созданного конфликта профессорско-преподавательский коллектив оказался расколот на две части, что лишь усилило деструктивность происходящего процесса.

Сибирское теруправление Росжелдора, в ведении которого находятся региональные транспортные вузы, не в состоянии адекватно вмешаться в процесс, так как не наделено необходимыми полномочиями. Кроме того, по отношению к нему велика опека со стороны ИрГУПСа, с подачи которого управление реагирует на конфликты постфактум, ничего кроме командировочных расходов на выходе не производя. В итоге институты по-прежнему остаются один на один со своими проблемами.

Здесь следовало бы обратить внимание на опыт взаимоотношений в филиалах и научных центрах Сибирского отделения РАН. Там институты организационно подчиняются только президиуму СО, а филиалам и научным центрам отводятся координирующие функции. Благодаря выстроенной системе отношений в течение полувека СО РАН динамично развивалось.

По такой схеме отношений функции управляющей организации должны быть переданы государственному ведомству – Росжелдору. Тогда институты получат возможность приумножать свой интеллектуальный потенциал и готовить для железных дорог высокопрофессиональных специалистов.

Фото Юрия Машукова

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31