30 июля 2021 19:36

Стратегия действий

В июле на рассмотрение в правительство будет внесена доработанная Минпром-энерго «Стратегия развития транспортного машиностроения РФ в 2007 – 2010 годах и на период до 2015 года».

«Гудок» уже сообщал, что в апреле документ впервые был вынесен на обсуждение, но его отправили на доработку. Корректировкой «Стратегии» вместе с Минпромэнерго и ОАО «РЖД» занимался Институт проблем естественных монополий (ИПЭМ). В начале июня обновленный документ обсуждался на совместном заседании комиссий по машиностроительному комплексу и транспорту совета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и ОАО «РЖД».

По мнению генерального директора Института проблем естественных монополий Юрия Саакяна, документ претерпел значительные изменения. В доработанном варианте обоснованно сформулирована необходимость государственной поддержки в финансировании НИОКР и стимулировании передачи технологий. Аргументированно доказана необходимость перехода к практике заключения долгосрочных контрактов. Прогноз развития машиностроения увязан с потребностями и перспективами основного заказчика – ОАО «РЖД».

По замыслу разработчиков, главная цель «Стратегии» – устранение дисбаланса между структурой производственных мощностей и потребностью железнодорожного транспорта в современном высокопроизводительном подвижном составе. Выстроить баланс предлагается за счет создания условий для привлечения инвестиций в транспортное машиностроение и в НИОКР, концентрации капитала для реализации значимых проектов.

Наиболее оптимальным способом достижения этих целей разработчики считают сокращение участия государства в капитале предприятий отрасли и создание СП с ведущими мировыми производителями. Но при условии передачи технологий и высокой степени локализации выпускаемой продукции.

За государством останется обеспечение отраслевого регулирования за счет технического нормирования и определения параметров технической и экологической безопасности.

Генеральный директор ЗАО «ФинЭкспертиза. Консалтинг» Дмитрий Шустерняк заявил: данный документ полезен уже тем, что позволяет определить участников рынка и последовательность их действий, необходимых для достижения цели. В данном случае – создания конкурентоспособной и высокотехнологичной промышленности. Важно и то, что и государство, и бизнес осознали масштабы и серьезность проблемы.

В качестве инструментов привлечения средств «Стратегия» предлагает размещение облигаций на фондовых рынках и кредиты, реализацию отдельных проектов на принципах государственно-частного партнерства.

При Минпромэнерго «Стратегия» предлагает создать межведомственный координационный центр, который станет органом государственной поддержки научно-технического развития отрасли.

Предполагается, что финансирование науки пойдет по двум направлениям – со стороны органов государственного управления и частных инвесторов. При этом государство предоставит средства на разработку нормативной базы, а также напрямую профинансирует проекты, направленные на доведение продукции до уровня мировых стандартов.

Экспортные проекты государство поддержит предоставлением гарантий под кредиты и за счет лоббирования интересов производителей на межправительственном уровне.

До сих пор в России такой практики не было, как и отсутствовал эффективный инструментарий, считает директор департамента по связям с общественностью ЗАО «Трансмашхолдинг» Артем Леденев. Даже техника мирового уровня, выпускаемая в стране, при мощной поддержке западными государствами собственных производителей оказывается неконкурентоспособной.

Сокращения сроков разработки и освоения производства серийной техники нового поколения авторы «Стратегии» хотят достичь за счет внедрения базовых платформ при создании всей линейки локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов и фирменной сервисной сети. Ремонтировать технику как по гарантии, так и на протяжении всего срока эксплуатации станут совместные предприятия, сформированные ОАО «РЖД» совместно с производителями.

Документ предусматривает ряд институциональных изменений в отрасли. Предлагается произвести вертикальную интеграцию производства ключевых компонентов, например, дизелестроения, производства электрического и механического оборудования. При этом на существующих производственных мощностях предлагается рассмотреть возможность диверсификации с целью выпуска конкурентоспособной продукции для других отраслей.

Ожидается, что реализация Стратегии позволит уже в 2010 году увеличить долю транспортного машиностроения на мировом рынке с 10% (уровня 2005 года) до 17%. В 2015 году должен полностью удовлетворяться внутренний спрос.


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31