27 июля 2021 02:32

Лес повезут только по билетам

Андрей МЕТЕЛЕВ,<br /> соб. корр. «Гудка»<br /> Чита

Забайкальская железная дорога намерена требовать с лесоотправителей подтверждений легальности заготовленной древесины и отказывать в перевозке леса в случае их отсутствия.

Более 300 компаний занимаются сегодня в Читинской области экспортом леса. В прошлом году они отгрузили около 4 млн куб. м леса.

«Если учесть, что объемы заготовок древесины в области по всем легальным видам рубок составляют 1,8 млн куб. м, можно с уверенностью говорить, что каждое второе бревно, вывозимое по железной дороге из региона, добыто незаконно», – обнародовал результаты межведомственной проверки Министерства природных ресурсов РФ руководитель Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) Валерий Рощупкин. По данным Рослесхоза, теневой оборот леса в регионе оценивается в $126 млн.

С незаконной лесодобычей борется созданная в Чите межведомственная комиссия руководителей территориальных управлений федеральных служб, представленных в области. Заинтересована в наведении порядка и Забайкальская железная дорога.

«Мы готовы идти на разрыв договорных отношений в случае, если обнаружится, что отгружаемый на железную дорогу лес добыт незаконно», – заявил начальник ЗабЖД Сергей Тимофеев. Проект договора с лесоотправителями, где будут прописаны новые правила перевозки леса, дорога намерена представить своим клиентам в первых числах июля.

Однако, как полагают специалисты, у дороги нет возможностей эффективно повлиять на ситуацию с варварскими рубками леса. Как сообщил начальник службы грузовой и коммерческой работы Забайкальской дороги Анатолий Мишин, в перечне документов, которые обязан прикладывать грузоотправитель, сейчас не предусмотрено подтверждение легальности вывозимых лесоматериалов.

«Расторгать договоры или не принимать заявки на погрузку леса именно по этой причине нам как публичному перевозчику запрещают устав и другие нормативные акты, – пояснил Анатолий Мишин. – Единственная возможность – это повлиять на грузоотправителей, отгружающих лес на путях, которые находятся на балансе дороги. С ними мы и намерены перезаключить договоры, включив одним из условий – предоставлять нам документы, подтверждающие законность приобретения вывозимой древесины».

Роль «верительных грамот» будут исполнять лесобилеты.

Как рассказали в управлении ЗабЖД, точно прогнозировать убытки, которые понесет дорога, отказавшись перевозить «левый» лес, достаточно сложно. Однако на магистрали уверены, они не составят сколько-нибудь значимых сумм. Сегодня из 537 действующих на Забайкалькой магистрали договоров только 56 заключены с грузоотправителями, которые грузятся на путях, принадлежащих дороге. Всем остальным компаниям, использующим ЗабЖД в качестве транзита, отсутствие лесобилета или других документов, свидетельствующих о законности загружаемой древесины, пока не помешает.

«Железнодорожников нельзя сегодня винить в том, что они осуществляют перевозку, не требуя с грузоотправителей документов, подтверждающих легальность происхождения лесоматериалов, – отметил заместитель руководителя Управления лесами Читинской области Андрей Ненштиль. – За этим должна следить не дорога, а таможенные органы и структуры Рослесхоза. Вывозу ворованной древесины из России за границу, который в последние годы не поддается контролю, способствует несовершенство законодательной базы. Таможенный кодекс не регламентирует проверку легальности происхождения экспортируемого леса. В инструкции Россельхознадзора, ведающего выдачей сертификата на лесную продукцию, также ничего не говорится о предоставлении лесопользователями соответствующих документов».

Согласны с чиновником и сами лесозаготовители, считающие, что дороге не под силу в одиночку решить проблему вывоза нелегально добытого леса.

«С хищениями необходимо бороться комплексно. И в первую очередь нужно подготовить законодательную базу. Что касается выдвинутых дорогой новых требований в договоре, лесоотправители вряд ли воспримут их в штыки. Нашей компании даже в какой-то степени выгодно работать в таких условиях», – считает генеральный директор ООО «Забайкальская лесная холдинговая компания» Николай Чупров.

Между тем два года назад именно из-за отсутствия законодательной базы провалился проект упорядочения вывоза леса, разработанный по заказу областной администрации Читинским политехническим институтом с участием специалистов лесохозяйственных предприятий и Забайкальской дороги. Тогда предлагалось сконцентрировать пункты отгрузки на нескольких станциях, создав там зоны таможенного досмотра. Заявленный для погрузки лес подтверждался лесобилетом, данные направлялись в управление лесами Читинской области, где проходили проверку. Однако данная инициатива из-за несоответствий с действующим законодательством была отклонена прокуратурой.

ЗабЖД ввела еще одно ужесточение на перевозку лесных грузов – дополнительную перевеску вагонов. За пять последних месяцев дополнительный контроль выявил, что в 20% случаев грузоотправители заявляют меньшие объемы перевозимой продукции. В среднем вагоны идут с перевесом почти в две тонны от заявленной величины.

Как сообщил «Гудку» Анатолий Мишин, перевес вагонов производится на 11 станциях по маршруту Петровский Завод – Забайкальск. Из 33,5 тыс. вагонов с лесными грузами за пять месяцев этого года контроль прошли шесть тысяч.

Андрей МЕТЕЛЕВ,
соб. корр. «Гудка»
Чита



Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31