27 июля 2021 03:18

Росжелдор тянет в прошлое

Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) и ОАО «РЖД» имеют прямо противоположные взгляды на роль государства в регулировании деятельности железнодорожного транспорта.

Это четко проявилось в ходе дискуссии, развернувшейся на «круглом столе» в Совете Федерации «Нормативно-правовое регулирование деятельности железнодорожного транспорта в современных условиях».

Дело в том, что правительственная комиссия утвердила концепцию законопроекта «О внесении изменений в федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». Вскоре начнется рассмотрение концепции законопроекта «О внесении изменений в федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта». Без этих документов невозможно реализовать третий этап структурной реформы РЖД.

По словам статс-секретаря, заместителя министра транспорта Сергея Аристова, после утверждения концепций эти законопроекты нужно еще грамотно написать.

Но «круглый стол» уже показал, что у законопроектов будет трудная судьба.

Начальник Правового департамента ОАО «РЖД» Вадим Бынков заявил, что функции государственных органов, в частности Федерального агентства железнодорожного транспорта, являются избыточными. Например, график пассажирских поездов определяет ОАО «РЖД», а сроки его ввода – Росжелдор; для ведомства лишнее и право принимать решения об открытии станций.

Кроме того, Вадим Бынков предложил сенаторам поддержать ОАО «РЖД» в стремлении придать компании статус железнодорожной администрации (сейчас он у Минтранса) и наделить ее правом осуществлять взаимные расчеты между железнодорожными администрациями стран СНГ. Перечисленные функции необходимы для эффективной работы компании в таких организациях, как Совет по железнодорожному транспорту СНГ, или на форумах типа «Стратегическое партнерство 1520». Большинство функций совета – чисто хозяйственные, связанные с расчетами между национальными компаниями. И Министерство иностранных дел России поддерживает точку зрения РЖД по наделению компании правом осуществлять эти расчеты.

В своих предложениях по перераспределению функций ОАО «РЖД» опирается на постановление правительства от 1 июля 2004 года «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта», согласно которому до 1 октября 2004 года необходимо было подготовить нормативные акты по отказу от избыточных функций.

Противоположную точку зрения высказал руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Игорь Ромашов. Он считает, что полномочия его ведомства не только не избыточны, а, наоборот, не развернуты в полном объеме. По его мнению, неправильно, что ОАО «РЖД» самостоятельно определяет и распределяет пропускную способность пассажирских поездов, поскольку другие участники рынка вряд ли будут приветствовать это.

«Сегодня компании, которые занимаются частными пассажирскими перевозками, не имеют возможности воспользоваться инфраструктурой в удобное для них время. Приоритет отдается поездам, принадлежащим акционерному обществу «Российские железные дороги», – сказал Игорь Ромашов.

Список предложений Росжелдора довольно внушителен, но практически все они начинаются со слова «восстановить» и фактически означают возврат в дореформенный период.

В принципе, спор за ту или иную редакцию закона – рядовое явление, и, как правило, это приводит к тому, что согласовывается определенный баланс интересов. Однако проблема состоит в том, что это может затянуться надолго, поскольку нет никого, кто бы мог выступить в роли третейского судьи. Во всяком случае, заместитель министра транспорта Сергей Аристов занял двойственную позицию. «Болезнь роста ОАО «РЖД» остается. Есть желание вернуть себе полномочия даже не МПС, а, наверное, чуть больше, – заметил г-н Аристов. – Вместе с тем есть и желание конкурентов откусить побольше от крупной компании. Я бы предложил им взять на себя и ту социальную нагрузку, которую несет ОАО «РЖД». Тогда все это будет честно и хорошо».

Предложения Росжелдора:
    – восстановить систему лицензирования ремонтов подвижного состава;
    – установить государственный контроль за эксплуатацией технических средств;
    – вернуть процедуру государственного расследования транспортных происшествий;
    – восстановить систему государственной приемки нового подвижного состава и результатов ремонтов;
    – разработать прогрессивную систему штрафов для юридических и должностных лиц за нарушение безопасности на железнодорожном транспорте, вплоть до уголовной ответственности;
    – внедрить выдачу предписаний по вопросам отказа владельца инфраструктуры при допуске подвижного состава перевозчиков на пути общего пользования, а также при отказе в проведении технических осмотров.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31