27 июля 2021 04:11

Локомотив придется подождать

Непроработанность законодательства и кризис отечественного машиностроения пока не позволяют либерализовать рынок услуг локомотивной тяги.

Наибольшие споры на «круглом столе» в Совете Федерации по совершенствованию законодательства в области железнодорожного транспорта вызвали готовящиеся поправки в закон «О железнодорожном транспорте», в той его части, которая касается регулирования услуг по предоставлению локомотивной тяги.

Позиция ОАО «РЖД» заключается в том, что компания считает ошибочным искусственное отнесение локомотивной тяги к элементам инфраструктуры или ее выделение в самостоятельный вид деятельности.

По мнению специалистов РЖД, перевозчик обязан иметь локомотив или заключить договор о предоставлении локомотивной тяги. Последнее уже предусмотрено в Гражданском кодексе в качестве договора аренды транспортного средства. Поэтому понятие «локомотивная тяга» нужно вообще исключить из законодательства, что потребует внесения изменений в программу структурной реформы на железнодорожном транспорте, а также в законы «О железнодорожном транспорте» и «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта».

«Если перевозчик не имеет собственного локомотива, он не «доставляет груз», а «организует доставку груза». Организация доставки груза осуществляется экспедитором, и об этом прямо говорится в законе, – замечает начальник Правового департамента ОАО «РЖД» Вадим Бынков. – Мы полагаем, что не совсем точные формулировки в действующем законе «О железнодорожном транспорте» привели к возникновению ошибочного положения о возможности заключения перевозчиком, у которого нет собственного локомотива, договора оказания услуг локомотивной тяги».

Впрочем, создание конкурентной среды в регулировании услуг локомотивной тяги, на что, собственно, и ориентирована новая редакция законопроекта «О железнодорожном транспорте», преждевременно еще и по чисто техническим причинам.

Депутат Госдумы Сергей Чаплинский напомнил, что степень износа действующих локомотивов остается очень высокой.

«ОАО «РЖД» готово закупать 100% производимых в стране локомотивов. Но проблема в том, что промышленность не может обеспечить ими даже этого покупателя. Что же в таком случае останется частным компаниям?» – задал риторический вопрос г-н Чаплинский.

На территории Советского Союза вообще никогда не производились пассажирские электровозы постоянного тока. И сейчас первые шаги, которые делают на этом пути локомотивостроительные предприятия, показывают, что наверстать упущенное не так просто.

«Не надо торопиться вводить частную локомотивную тягу. Может быть, лет через десять это будет возможно», – считает депутат Госдумы.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31