28 июля 2021 01:42

Основатель инженерной науки транспорта

Наталия КУРСКАЯ<br /> Фото из архива «Гудка»

«Те выводы, которые мы с вами сделали в прошлый раз, уже устарели. Рассмотрим вопрос в свете новых исследований». Так неожиданно начать лекцию мог только один профессор Московского инженерного училища МПС, по инициативе которого оно и было основано в 1896 году, – Николай Павлович Петров.

Этот выдающийся ученый соединил в своем лице талант теоретика и инженера, обогатил науку и практику железнодорожного транспорта. Любимый ученик выдающегося математика Михаила Остроградского, он начал преподавать в Инженерной академии, затем стал профессором Петербургского технологического института. А в дальнейшем связал свою жизнь с транспортом, став председателем управления казенных железных дорог, товарищем министра путей сообщения и первым председателем организованного с его участием Инженерного совета МПС.

Свою первую научную работу он посвятил изучению влияния смазок на силу трения в машинах, создав классическую гидродинамическую теорию. В 1884 году Николай Петров получил за нее Ломоносовскую премию Академии наук. Расчеты ученого даже спустя 130 лет используются в современной науке о вязкости жидкости – вискозиметрии.

По рекомендации Петрова Николаевская железная дорога, перейдя на минеральные масла, вдвое сократила расходы на смазку вагонных тележек. Случаи отцепок вагона из-за перегрева букс сократились в 24 раза.

Еще одно классическое исследование Николая Павловича – разработка теории взаимодействия пути и подвижного состава. Он определил оптимальные параметры верхнего строения пути для пропуска тяжеловесных составов, первым введя в расчеты такие факторы, как скорость поступательного движения колеса, коэффициент балласта, вибрация рессор, инерция колеса и рельса со шпалами и многие другие. То есть ученый положил начало многофакторному анализу взаимодействия колесо – рельс.

По его мнению, университеты во второй половине XIX века слишком увлекались «наукой для науки», а быстро развивающаяся техника пароходов, железных дорог, телеграфа требовала создания новой отрасли – инженерной науки.

«Без ее помощи, – отмечал Петров, – невозможно будет исчерпать все благие последствия сделанных в технике открытий и изобретений. Знания нам необходимы так же, как необходим капитал, и даже более, чем капитал».

В 1894 году Петербургская академия наук избрала его почетным академиком. За время его работы товарищем (заместителем) министра путей сообщения протяженность государственных железных дорог увеличилась вдвое, было начато строительство Уссурийской железной дороги, самого восточного участка Транссиба.

Наряду с этим в центре внимания Петрова постоянно были вопросы развития высшего технического образования в России. Его принцип «Важно учиться не многому, но много, приобретать хотя и не разнообразные, но очень ясные и твердые знания, чтобы ум привыкал руководствоваться ими» актуален и в наше время.

В 1896 году по настоянию Николая Павловича было основано Московское инженерное училище МПС (ныне МГУПС). В этом ему помогли его регалии и должности: председатель Русского технического общества, почетный академик, член Государственного совета.

В своей работе «К вопросу о приготовлении для промышленности инженеров» в 1915 году Петров писал: «Молодые специалисты должны быть подготовлены к самостоятельному изучению своей специальности, у них должны быть развиты наблюдательность и сила воображения, без которых не возникают изобретения или открытия, а в технике наступает застой». По мнению ученого, если преподаватель более пяти лет не принимает участия в научных трудах, его нельзя допускать к учебной деятельности.

А главным недостатком высшего технического образования Николай Павлович считал многопредметность и перегрузку студентов. Он воспитывал у студентов способность самостоятельно мыслить, требовал хорошей математической подготовки, всегда подчеркивал значение экономических знаний, статистики, обществоведения.

При этом ученый всегда оставался патриотом и не сомневался в великом будущем России. В научном труде «Образовательные задачи России ввиду предстоящего переворота политико-экономических отношений ее с народами запада и востока, вызываемого распространением наших железных дорог» он писал: «Мы твердо можем верить, что наши преемники приложат все силы, чтобы вести Россию в светлую область мирного соперничества народов, чтобы занять место, соответствующее ее пространству, численности населения и духовным дарованиям».

Наталия КУРСКАЯ
Фото из архива «Гудка»

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31