27 июля 2021 01:24

Иногда железнодорожникам просто лень

Вячеслав ЗАПОРОЖЕЦ,<br /> соб. корр. «Гудка»<br /> <br /> Воронеж

За шесть месяцев этого года на сети дорог зафиксировано столько же случаев брака в области безопасности движения, сколько произошло за весь прошлый год.

Эта тревожная ситуация стала предметом обсуждения на сетевом семинаре по предупреждению аварийности и травматизма в хозяйстве перевозок, прошедшем в Белгороде.

«Главная наша задача – исключить грубейшие нарушения обеспечения безопасности движения, которые по отдельным направлениям приобрели характер системных, в частности это касается работы составителей поездов, на долю которых приходится 35% брака», – заявил, открывая семинар, начальник департамента управления перевозками ОАО «РЖД» Алексей Миронов.

С начала года ими допущено три случая ухода вагонов, причем два из них – из-за того, что вагоны элементарно не были закреплены. И подобные факты для сети дорог не исключение – во время проведения внезапной проверки комиссией департамента управления перевозками на станции Первая Речка Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги помимо прочих нарушений было выявлено, что на подъездном пути один из вагонов был закреплен вместо тормозного башмака деревянными брусками.

На долю работников хозяйства перевозок приходится всего 2 – 3% всех случаев нарушения техники безопасности движения. «Но и эти 2% для нас слишком велики: 163 случая – в 2004 году, 133 – в 2005-м, 112 – в 2006-м», – говорит Алексей Миронов.

Анализ случаев брака свидетельствует о том, что чаще всего их виновниками становятся малоопытные работники всех категорий. Хотя немалый процент нарушений допускают и составители поездов, отработавшие более пяти лет, считающие, что опыт позволяет им игнорировать ряд правил.

Именно нарушения работниками хозяйства перевозок требований, заложенных в основополагающих нормативных документах, а также несоблюдение правил технологических процессов, по мнению специалистов, являются одной из главных причин допущения брака. Ревизоры выяснили, что составители поездов на всей сети дорог систематически нарушают требования инструкции по движению поездов, причем чаще всего ленясь соблюдать предписания.

Еще одна причина появления брака – это неисправности технических средств.

«Когда происходит брак, многие руководители и ревизоры из-за отсутствия технических знаний или элементарной лени, не рассматривая вероятность отказа технического средства, называют причиной происшествия человеческий фактор. Кроме того, все чаще стали появляться случаи брака, допущенные из-за неправильного использования технических средств, которые предупреждают самопроизвольный уход подвижного состава. В этом случае руководитель станции и ревизор движения должны научить работников качественно эксплуатировать данные устройства», – заявил Алексей Миронов, добавив, что до сих пор в работе отделов перевозок существует ряд недостатков, а работа ревизоров движения не контролируется руководством.

«К сожалению, дороги игнорируют и вопрос подготовки резерва на должность ревизора движения (ДНЧ). Как следствие, к 1 апреля этого года на сети оставались не укомплектованными двенадцать должностей ДНЧ. К тому же, как показывают результаты проверок и ревизий, часто ревизоры движения не только не могут чему-то научить или что-то потребовать от исполнителей, но и сами игнорируют требования руководящих документов», – подытожил начальник департамента управления перевозками.

Тревогу у руководства департамента вызывает и тот факт, что проверки руководителями станций соблюдения регламента переговоров на всех без исключения железных дорогах носят формальный характер.

Качественное проведение комиссионных месячных осмотров и своевременное устранение выявляемых недостатков – это еще один больной вопрос хозяйства перевозок.

В соответствии с «Основными положениями работы железнодорожной станции» ответственность за недостатки в содержании технических средств возложена на руководителей предприятий, в ведении которых находятся технические средства, а начальник станции контролирует лишь своевременность устранения недостатков.

«Однако, как показывает практика, – сообщил Алексей Миронов, – начальники станций в одиночку отвечают за станционные неисправности и отступления от норм содержания путей, устройств СЦБ и контактной сети. Поэтому пора принимать меры к представителям смежных служб. Если в их действиях отмечены нарушения, нужно немедленно обращаться к начальникам отделений, руководителям служб перевозок, ревизорам по движению отделения, а при необходимости к главному ревизору или первому заместителю начальника дороги».

Отрицательно сказывается на обеспечении качества работ и большое количество закрытых путей и стрелочных переводов. На 20 июня на сети железных дорог из-за неудовлетворительного технического состояния было закрыто для движения 480 приемо-отправочных путей на 346 станциях и 361 стрелочный перевод на 183 станциях. Все это тоже создает потенциально опасные ситуации для работы дежурных по станции и поездных диспетчеров.

В руководстве ОАО «РЖД» уверены, что компания вправе рассчитывать на сокращение количества случаев брака, учитывая немалые средства, расходуемые на обеспечение безопасности движения. «Ежегодно на эти цели выделяется 100 млн руб. Значительно большая сумма – около 29 млрд руб. – была потрачена в прошлом году на увеличение пропускной способности станций, что также должно сказаться на улучшении безопасности. Однако главным фактором снижения числа браков должно стать осознание железнодорожниками ответственности за результаты проводимых ими работ», – заключил Алексей Миронов.

Вячеслав ЗАПОРОЖЕЦ,
соб. корр. «Гудка»

Воронеж


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31