26 июля 2021 01:52

Вагоны под «Пальмой»

Виталий ТЕТЕРЯТНИК

За последние три года на сети дорог на всех основных направлениях перевозок создана уникальная инфраструктура из 2125 пунктов идентификации вагонов и локомотивов.

Эта работа проведена в рамках внедрения системы автоматической идентификации (САИ) «Пальма», необходимой для перехода на автоматизированное управление перевозками. Вместе с другими средствами информатизации она способствует укрупнению полигонов управления, что позволит высвободить до 10% подвижного состава.

Экономический эффект получает и владелец инфраструктуры, осуществляющий диспетчерское управление перевозками, за счет точного планирования ресурсов и полного исключения случаев нерационального использования тягового подвижного состава.

По расчетам ученых ВНИИЖТа, с внедрением «Пальмы» время оборота вагона значительно уменьшается.

«При автоматическом слежении за вагонами и грузами появляется возможность более точно планировать перевозки и сокращать простои вагонов, в итоге повышать производительность подвижного состава, что особенно выгодно его владельцам – операторским компаниям», – рассказал заместитель генерального директора отраслевого Центра внедрения новой техники и технологий ОАО «РЖД» Александр Тимченко.

Эффективно применение САИ и на крупных предприятиях с собственной железнодорожной инфраструктурой (ППЖТ). Например, на Нижнетагильском металлургическом комбинате бортовыми датчиками оборудовали вагоны-шлаковозы и теперь ведут учет и осуществляют диспетчерское управление подвижным составом в реальном времени.

Кроме того, как сообщил Александр Тимченко, САИ также контролирует целостность электронных запорных пломбировочных устройств, а также контейнерных меток и электронных пломб оборудования вагонов. Зная об этом, многие страховые компании готовы снижать тарифы на свои услуги перевозчикам, установившим запорную систему, подключенную к «Пальме».

Подобная метка-пломба на буксовом узле выявляет и исключает несанкционированную подмену колесных пар и вагонного литья. Такими датчиками уже оснащен весь магистральный тяговый подвижной состав ОАО «РЖД», большая часть маневровых локомотивов и около 300 тыс. грузовых вагонов.

Весной 2007 года по поручению вице-президента – главного инженера ОАО «РЖД» Валентина Гапановича установлены пункты считывания подвижного состава в локомотивных депо и ПТОЛ на полигоне Рыбное – Челябинск. Это позволило руководителям диспетчерских центров и локомотивных служб дорог оценить реальный простой машин в депо, нередко отличающийся от передаваемых им данных. В результате простой локомотивов на ремонте ТО-2 снизился на час, а на текущем ремонте – на несколько часов.

По требованию ОАО «РЖД» с марта 2007 года на всех новых локомотивах ЗАО «Трансмашхолдинг» теперь устанавливают кодовые датчики.

Однако полная сдача САИ «Пальма» в эксплуатацию на сети дорог затягивается. По мнению Александра Тимченко, виной тому остаточный принцип ее финансирования, в результате чего разработчики недополучили почти 2 млрд руб. Тем не менее ОАО «РЖД» планирует завершить внедрение САИ к 2010 году, на станциях и в локомотивных депо установят еще около 2 тыс. пунктов считывания подвижного состава.

Виталий ТЕТЕРЯТНИК

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31