26 июля 2021 07:46

Диагноз на расстоянии

Благодаря работе Центра технической диагностики и мониторинга устройств железнодорожной автоматики и телемеханики Октябрьской железной дороги существенно удалось сократить число сбоев в работе оборудования СЦБ.

Основой работы центра является система диагностики и мониторинга устройств железнодорожной автоматики – аппаратно-программный комплекс диспетчерского контроля (АПК-ДК). Разработанная специалистами Петербургского государственного университета путей сообщения система широко внедряется на сети. На сегодняшний день АПК-ДК только на Октябрьской железной дороге оборудовано более 1,5 тыс. км участков главных грузовых и пассажирских ходов, в том числе Санкт-Петербург – Москва и Санкт-Петербург – Кошта.

Как рассказал заместитель начальника отдела организации разработок и внедрения новых технических средств департамента автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» Виктор Кудрявцев, система мониторинга и диагностики контролирует состояние оборудования диспетчерской, электрической централизации, автоблокировки всех типов, устройств контроля подвижного состава на ходу поезда, переездной сигнализации и других. В режиме реального времени на участках Октябрьской магистрали, оборудованных устройствами диагностики, ведется контроль 12 тыс. аналоговых и 24 тыс. дискретных параметров работы оборудования СЦБ. Данные автоматически по каналам передачи информации поступают на рабочие места линейного электромеханика, дежурного диспетчера и инженера дорожного центра. На основе полученных результатов осуществляется анализ, который помогает выявить предотказное состояние и заблаговременно предотвратить нарушения нормальной работы устройств. В конечном итоге это позволяет существенно снизить количество отказов в работе оборудования железнодорожной автоматики, повысить надежность их функционирования и, соответственно, поднять уровень безопасности движения поездов.

К примеру, только за I квартал этого года своевременное выявление АПК-ДК предотказных состояний оборудования позволило на 30% сократить количество нарушений нормальной работы устройств СЦБ на участке Санкт-Петербург – Москва.

Система диагностики и мониторинга дает возможность по-новому подойти и к управлению техническим обслуживанием устройств железнодорожной автоматики. Сегодня на сети железных дорог применяется планово-предупредительный метод, при котором электромеханик СЦБ обслуживает устройства по графику технологического процесса с определенной периодичностью. В целом такой способ является затратным и не всегда достаточно эффективным. Внедрение системы диагностики со временем позволит перейти к методу обслуживания устройств СЦБ «по состоянию». Данный способ подразумевает выезд специалиста на конкретное устройство, о проблемах в работе которого – даже самых незначительных – своевременно просигнализирует система диагностики.

Рациональное использование рабочего времени обслуживающего персонала поможет решить и проблему нехватки кадров, довольно острую для хозяйства СЦБ. Кроме того, как показывает практика, внедрение современных технологий повышает престиж профессии эсцебиста и привлекает в хозяйство молодых специалистов.

Внедрение систем мониторинга и диагностики оборудования железнодорожной автоматики и телемеханики – процесс длительный и дорогостоящий. Тем не менее такие затраты оправданны, в том числе и с экономической точки зрения.

Экономического эффекта работы систем мониторинга планируется достигать в первую очередь за счет снижения количества и длительности отказов устройств СЦБ и, как следствие этого, задержек поездов. Помимо этого, эксплуатационные расходы поможет сэкономить переход на метод обслуживания устройств СЦБ «по состоянию». В итоге, по расчетам специалистов, срок окупаемости системы мониторинга и диагностики с учетом прогнозируемой экономии эксплуатационных расходов ориентировочно составит 6 – 7 лет.

В этом году работы по проектированию и созданию центров мониторинга и диагностики продолжатся. В частности, они уже ведутся на Западно-Сибирской, Северо-Кавказской и Московской железных дорогах.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31