27 июля 2021 05:45

Авось не провалится

Георгий ЛЕТОВ

Жители домов, находящихся вблизи подтопленной шахты ОАО «Уралкалий» в городе Березники Пермского края, должны быть переселены в безопасную зону уже к началу зимы. Однако на эвакуацию нет денег.

По прогнозам ученых, грунт в районе шахты первого рудоуправления ОАО «Уралкалий», затопление которой солевым раствором началось в октябре 2006 года, грозит обвалиться с началом холодов, разрушив при этом десятки домов и проходящий над рудником участок железной дороги.

При этом на последнем заседании правительственной комиссии, занимающейся проблемами ликвидации аварии, чиновники признали, что эвакуация жителей под угрозой срыва. «Все люди, проживающие в зоне предполагаемого провала, должны быть выселены к 1 декабря. Но отселение не ведется, нет проекта домов, не открыто финансирование», – заявил председатель комиссии министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев.

Единственное, что сделано, – под переселение выделен участок в Усольском районе площадью 3,4 га. Вне конкурса определены два подрядчика строительства многоэтажек, готовых в короткие сроки построить около 25 тыс. кв. м жилья. Эту жилплощадь планируется разделить между 2030 жителями 29 наиболее опасных домов. Но специалисты Ростехнадзора прогнозируют, что отселение понадобится куда большему числу людей, поэтому уже на первом этапе строить надо порядка 100 тыс. кв. м жилья.

Однако, по словам губернатора Пермского края Олега Чиркунова, выделенных регионом 175 млн руб. на выкуп аварийного жилья у населения не хватит на эвакуацию всех жителей опасного района. По расчетам проектировщиков, только на подвод коммуникаций к новым жилым домам потребуется не менее 40 млн руб.

По расчетам местных властей, на строительство нового жилья и переселение в него обитателей опасных территорий понадобится порядка 1,8 млрд руб. Если эти средства не поступят из федерального бюджета вовремя, властям региона придется переселять во времянки тысячи людей.

Нерешенной остается и судьба проходящего над подтопленным рудником участка железной дороги. Вскоре после аварии здесь был построен 980-метровый обход, однако и он, согласно прогнозам ученых, в ближайшие месяцы рискует оказаться негодным для движения поездов из-за проседания земной поверхности.

Сейчас существует несколько проектов строительства новых обходных путей. Один из них предусматривает возведение шестикилометрового участка, проходящего по границам опасной зоны. И это не устраивает ученых.

«Перспективы окрестностей аварийной шахты плохие, не исключены новые аварии, – сказал «Гудку» академик Российской академии естественных наук Роберт Мухамедяров, ведущий мониторинг развития ситуации в Березниках. – Грунт продолжает интенсивно проседать, поэтому планируемая обходная ветка может просто выйти из строя».

По словам Роберта Мухамедярова, наиболее перспективным с точки зрения безопасности стал бы 53-километровый однопутный обход подтопленных территорий.

Реализация проекта, предусматривающего строительство участка дороги от станции Яйва до 16-го км основного пути перегона Яйва – Соликамск, потребует нескольких лет и 8 млрд руб. инвестиций.

Георгий ЛЕТОВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31