26 июля 2021 07:48

С чужой колеи без остановки

Александр РУБЦОВ

В 2007 – 2008 годах Международный союз железных дорог определит оптимальную систему автоматического перехода поездов с одной колеи на другую.

Возможность применения устройств в Европе обсуждалась железнодорожными операторами и представителями промышленности на заседании «круглого стола» «1520х1435: как интегрировать и управлять двумя системами» в рамках конференции RailTech Russia 2007.

Исследования и сравнения существующих устройств автоматического перехода подвижного состава идут с 2003 года. Вниманию участников конференции предложены две системы – испанская Talgo и польская SUW 2000. Первая разработана еще в прошлом веке в Испании, железные дороги которой имеют ширину 1668 мм. Первый международный поезд Talgo Барселона – Женева безостановочно перешел с колеи на колею в 1969 году. Теперь действуют семь таких переходных пунктов.

Директор по маркетингу компании Talgo Марио Ориол рассказал о принципе работы устройства: при переходе стыкового участка поезд снижает скорость и вагонные тележки начинают скользить по особым направляющим. При этом полуоси вагонов автоматически раздвигаются или сдвигаются, устанавливая колеса на требуемую ширину колеи.

Несколько иной принцип имеет польская система SUW 2000. Здесь главным элементом становится тележка вагона, колеса которой имеют способность перемещаться по оси. На границе путей разной колеи укладывается переходная вставка. Причем тележка пассажирских вагонов, предназначенная для работы по системе SUW 2000, уже получила сертификат на обращение по сети российских железных дорог. Очередь за грузовой тележкой.

Ежи Вишневский, отвечающий за международное сотрудничество «Польских железных дорог», рассказал, что такая система эксплуатируется на границах его страны с Литвой и Украиной. Впрочем, пока эти переходы временно не работают. SUW 2000 на польско-литовском переходе не действует из-за финансовых проблем, решить которые г-н Вишневский рассчитывает с помощью субвенций польского правительства. А вот поезда из Польши на Украину не могут безостановочно проходить SUW 2000 по причине технической неисправности.

Тем не менее Ежи Вишневский считает, что польская система более устойчива при работе в условиях отрицательных температур, что является ее преимуществом перед Talgo. Однако Марио Ориол привел пример Казахстана, где эксплуатируется поезд Talgo в диапазоне температур от плюс 35 до минус 45. Недавно в Казахстан отправлен поезд для эксплуатации по маршруту Алматы – Урумчи. Компания обратилась в АО «НК «Казахстан темир жолы» с просьбой о проведении испытаний переходного устройства на станции Дружба.

Кроме того, переходное устройство испанской конструкции в 1997 – 1999 годах испытывалось в Северной Европе на пограничной станции Хапаранда на стыке финских и шведских железных дорог. А в 1997 году было смонтировано на Экспериментальном кольце в Щербинке. Но колеса подвижного состава Talgo имеют профиль, разработанный под высокоскоростное сообщение, который отличается от требований ГОСТа на профиль отечественных колес. Есть отличия и в рельсовых стыках. Соответственно, и воздействие на тележку вагона разное. В Щербинке и Казахстане специалисты изучали данную проблему и пришли к выводу о необходимости разработки универсального профиля колеса.

Для выбора оптимального варианта автоматического перехода с колеи на колею Ежи Вишневский считает необходимым создание рабочей группы. В нее должны войти специалисты белорусских, российских, польских и немецких железных дорог, ученые ВНИИЖТа, польского института CNTK, Варшавского политехнического института и Железнодорожного исследовательского центра в Миндене (Германия). Необходимо также гармонизировать действующие нормативные документы, принятые МСЖД и Организацией сотрудничества железных дорог. Речь, в частности, идет о разработке общих правил пассажирских перевозок.

Как отмечалось на конференции, пока системы более применимы для пассажирских перевозок и при доставке специальных грузов, перевалка которых опасна или экономически неэффективна. По мнению профессора ВНИИЖТа Евгения Сотникова, при массовых трансконтинентальных грузоперевозках, к примеру из Владивостока, гораздо эффективнее станет продление широкой колеи до логистического центра в Центральной Европе.

Александр РУБЦОВ


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31