30 июля 2021 20:04

Жертвы обратной эстетики

Яна ДЫЛДИНА

Новый триллер с Кевином Костнером доказывает, что здоровых людей не бывает.

С момента выхода на экраны «Молчания ягнят» в мировом кинематографе родился новый тип отрицательного персонажа – беспощадного убийцы с хорошими манерами, маскирующегося под полноценного члена общества. Харизматичный маньяк вносил путаницу в чувства зрителей, заставляя одновременно порицать и уважать себя и закрепляя за убийством статус действа, не чуждого некоей эстетике. В новой картине Брюса Эванса «Кто вы, мистер Брукс?» образ примерного серийного убийцы и его жертв раскрывается с несколько иного ракурса.

Мистер Брукс (Кевин Костнер) тяжело болен – он страдает шизофренией, осложненной императивными галлюцинациями, толкающими его на убийства. В пику многим душевнобольным герой полностью осознает свою ненормальность, пытается бороться с ней, погружаясь в повседневные заботы – счастливую семейную жизнь и успешный бизнес, иногда даже добиваясь длительных ремиссий. Но неизменно приходит момент, когда рядом с ним появляется его второе я по имени Маршалл (Уильям Херт), и все начинается по-новой. Он выслеживает молодые парочки и аккуратно убивает их, оставляя тела в романтических позах, но не оставляя следов, кроме отпечатков пальцев самих убитых.

Однажды свидетелем такого преступления становится фотограф Том (Дейн Кук), который, восхитившись содеянным, начинает шантажировать Эрла Брукса и настаивает на своем участии в следующем убийстве. Но по законам жанра на каждого убийцу приходится свой полицейский, и на этот раз им стала Деми Мур, сыгравшая детектива Трейси Этвуд. За ней, в свою очередь, охотится еще один убийца по кличке Вешатель, в судьбе которого она принимала непосредственное участие, засадив его за решетку.

Каким бы запутанным ни казался сюжет (при таком малом количестве главных героев!), все ниточки в картине были увязаны, логика нигде не подвела создателей. История мистера Брукса, так похожая на историю профессора Джекила и мистера Хайда, в действительности ничуть не напоминает классику. Кевин Костнер, выступивший в необычном амплуа маньяка, представляет собой вариант той самой обратной эстетики – у него все на своих местах, все аккуратно, но по сути своей отвратительно и извращено до предела. Его преступления не несут в себе излишней жестокости или ненависти, просто он не может жить иначе. Вторая половина его личности подсказывает, направляет, советует и помогает вывернуться из сложных ситуаций, но ни в коем случае не убивает за него, лишая зрителей возможности припечатать героя фрейдистским оправданием содеянного: «Это был не я, а тот, плохой».

Легко понять, почему на фоне подобного интеллектуала фотограф Том выглядит всего лишь мелкой мушкой, попавшейся в паутину, но вопреки своему положению мнящей себя пауком. Профессия фотографа в любом случае накладывает отпечаток на человека, ищущего достойные кадры и небанальные темы. Сначала он фотографирует людей, занимающихся любовью, потом сцены убийства, в итоге он сам хочет приобщиться к таинству насильственной смерти, выбрав своим проводником убийцу с отпечатками.

Третий интересный персонаж картины – героиня Деми Мур. Женщина-полицейский, занимающаяся отловом самых опасных членов общества даже не за деньги, а ради самого процесса, у которой муж пытается отсудить алименты на свое содержание. Такая инверсия семейных отношений уже может послужить поводом для сомнений в психическом здоровье женщины, а уж выбранная этой дамой профессия эти сомнения подтверждает полностью. Непреложное правило, гласящее, что для того чтобы поймать маньяка, надо самому быть немного не в себе, работает в картине как нельзя лучше, иначе почему бы женщина могла спокойно, не без определенного интереса наблюдать сцены насилия и отказываться от охраны после недвусмысленных угроз сбежавшего из тюрьмы «клиента».

В противовес склонности к нездоровой эстетике создатели картины предлагают нам персонажей, у которых «чувство прекрасного» отсутствует по умолчанию. Проще говоря, нам предлагают не нормальных людей, а обыкновенных убийц, получающих удовольствие от самого процесса насилия. Это Вешатель и его подружка, гоняющиеся за детективом. Нам преподносят эти типажи, как на детской картинке, и предлагают найти десять отличий между аккуратистом Бруксом и тупыми уголовниками в духе «Прирожденных убийц». Единственным действительно нормальным человеком во всей картине оказывается жена мистера Брукса, но она настолько невыразительна, насколько невыразителен здоровый человек в палате для буйнопомешанных.

Фильм «Кто вы, мистер Брукс?» предполагает, что Раскольников со своими моральными страданиями по поводу невинно убиенной старушки бесконечно устарел и что человек не может считаться плохим, если ему иногда необходимо убить другого человека. Впрочем, сочувствие убийцам и их право на оправдание перед общественностью есть один из постулатов современного демократического общества, как и право зрителей на обратную эстетику. Так или иначе «Мистер Брукс» занял достойное место среди аналогичных творений про утонченных маньяков.

Яна ДЫЛДИНА

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31