01 августа 2021 13:29

«Сухой порт» поставят на рельсы

Павел УСОВ,<br /> соб. корр. «Гудка»<br /> Владивосток – Хабаровск

ОАО «Российские железные дороги» примет участие в строительстве выносного мультимодального терминала близ Владивостока, обслуживающего южные порты Приморья.

На совещании, посвященном развитию транспортного комплекса Приморского края, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявил в субботу, что компания «готова участвовать в разработке и создании логистического центра. Это политика, которую проводит РЖД. В регионах должна концентрироваться работа с заинтересованными представителями бизнеса».

По словам губернатора Приморского края Сергея Дарькина, ежегодный грузооборот транспортной инфраструктуры региона в недалеком будущем вырастет втрое (с нынешних 45 – 50 млн тонн до 150 млн тонн). Прогноз на рост грузопотока в крае строят, исходя из растущих объемов перевозок угля, нефти и нефтепродуктов, а также контейнеров.

Часть грузопотока будет ориентирована на Владивостокский морской торговый порт (ВМТП). Однако его перерабатывающие возможности весьма ограниченны.

Генеральный директор ОАО «Владивостокский морской торговый порт» Вячеслав Перцев отметил, что пока у компании есть значительные запасы мощности. Объемы перевалки грузов в ВМТП снизились за счет потери экспортного металла.

Но и у припортовой станции и ряда специализированных причалов уже возникают проблемы с доставкой некоторых видов груза.

Основная причина – порт оказался «зажат» городской чертой. На его терминалах ощущается дефицит территории для складирования грузов. Кроме того, вследствие сложного рельефа местности городская схема дорог не позволяет автотранспорту увеличивать вывоз крупнотоннажных контейнеров.

«Ограничить развитие порта Владивостока мы не можем, поскольку потеряем налоговую базу. С другой стороны, город не сможет выдержать того напряжения, которое возникает в связи с ростом грузопотока», – сказал директор Дальневосточного научно-исследовательского института морского флота Ярослав Семинихин.

Владимир Якунин обратил внимание и на экологический аспект перевозок: «Во Владивостоке нельзя в центре города грузить опасные или грязные грузы».

Снять проблемы должно создание тылового буферного терминала или так называемого «сухого порта». «Сухой порт» будет наделен функциями распределения грузопотока.

Проект строительства крупного логистического центра в поселке Новый появился в конце 90-х годов. Строительная площадка находится в 40 км от Владивостока, в нескольких километрах от федеральной трассы и железной дороги, разветвляющейся здесь на южные порты Приморья.

Проект, названный Южным Приморским терминалом (ЮПТ), предусматривает, помимо строительства складских помещений и погрузочно-разгрузочных площадок, развитие железнодорожных подходов, а также создание сортировочной станции, которая должна сконцентрировать значительную часть железнодорожной работы Владивостокского транспортного узла, стать центром формирования магистральных маршрутных поездов. Пропускная способность станции – 22,6 млн тонн в год.

Предусматривается и строительство четырехполосной подъездной автодороги от поселка Новый к портовым терминалам Владивостока под автомобильную транспортировку контейнерных грузов. Ее протяженность согласно проекту – 36 км.

Как уточнил гендиректор ВМТП, терминал будет ориентирован не только на Владивостокский узел, но и на порты Восточный, Посьет, железнодорожные погранпереходы Хасан – Туманган (КНДР), Гродеково – Суйфэньхэ (КНР).

«Стоимость создания инфраструктуры логистики оценивается в сумму около 6 млрд руб. Дополнительно 9 млрд потребуется на железнодорожные подходы и станцию, еще 9 млрд – на строительство автомобильных подходов и транспортных развязок», – заявил Вячеслав Перцев. Он добавил, что на днях руководство порта направило на рассмотрение краевой администрации варианты строительства выносного терминала.

По мнению Ярослава Семинихина, для реализации проекта участие РЖД в качестве соинвестора необходимо.

Вячеслав Перцев отметил, что ОАО «РЖД» уже владеет 9% акций созданного под проект ОАО «Южный Приморский терминал» (контрольный пакет находится у ВМТП). Подробности по консолидации миноритарного пакета акций железнодорожниками он не сообщил.

Владимир Якунин рассказал на пресс-конференции, что через наличие пакета в ЮПТ железнодорожники вместе с портовиками будут выстраивать стратегию развития порта и магистрали как единого комплекса. «Других у нас интересов в портовой деятельности, кроме интересов бесшовной технологии, как мы ее называем, и выработки сквозного тарифа на доставку грузов, особенно транзитных, нет», – добавил он.

Вместе с тем президент ОАО «РЖД» заявил, что компания пока не рассматривает вопрос о покупке акций самого Владивостокского порта. «Мы с администрацией края и нашей дочерней компанией «Русская тройка» изучаем перспективу создания контейнерного терминала приблизительно на 100 – 140 тыс. контейнеров (на территории ВМТП, принадлежащей Дальневосточному морскому пароходству. – Ред.). Наша дочерняя компания будет участвовать в подобной стивидорной деятельности», – сказал глава РЖД.

На заседании в Приморье принято решение о создании координационного совета при краевой администрации, в который войдут различные транспортные предприятия региона. В том числе Владивостокское отделение Дальневосточной. По словам Сергея Дарькина, этот орган нужен «для более полного, экономически эффективного развития транспортных возможностей Приморья».

Павел УСОВ,
соб. корр. «Гудка»
Владивосток – Хабаровск


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31