25 июля 2021 14:31

Выход из частного тупика

Евгений ВОСТРУХОВ<br /> Таллин

Представители эстонского правительства и американской компании Baltic Rail Services (BRS) подписали документы, в соответствии с которыми эстонское государство вновь стало собственником 100% акций Eesti Raudtee («Эстонская железная дорога», ЭЖД).

В министерстве экономики и коммуникаций страны «Гудку» сообщили, что сейчас все формальности по передаче собственности завершены, меморандум о прекращении действия соглашения о приватизации подписан. Церемония расторжения сделки прошла в Таллине в одном из местных банков. Стороны подписали договор о перечислении активов, депозитный договор, а также ходатайство об отказе от взаимных исков, поданных в международные арбитражные суды.

Так была поставлена точка в шестилетней череде скандальных событий, связанных с приватизацией дороги в 2001 году. В тот же день состоялось внеочередное общее собрание акционеров компании для утверждения хозяйственных отчетов за 2004 и 2005 годы. Из-за склок и разногласий владельцев сделать это раньше не удавалось.

Как уже сообщал «Гудок», минувшей осенью правительство Эстонии с большим трудом завершило мучительные переговоры о выкупе акций АО «ЭЖД» у BRS (ее акционеры – американские компании RailWorld Estonia LLC и Railroad Development Corporation, эстонская инвестиционная компания Ganiger Invest и нидерландский фонд Emerging Europe Infrastructure Fund.). Но на реализацию договоренностей ушло еще четыре месяца, хотя министерство экономики и коммуникаций в октябре прошлого года парафировало договор о выкупе у американской компании BRS (основного акционера АО Eesti Raudtee) 66% акций магистрали. Окончательный текст договора поступил на утверждение правительства после принятия парламентом страны специального дополнительного бюджета: деньги (2,5 млрд крон) для национализации «железки» брали из него. «Исправление ошибок – всегда дорогое удовольствие, – признает министр Эдгар Сависаар. – Проданная шесть лет назад и покупаемая теперь обратно железнодорожная фирма находится на грани краха. Смена собственника крайне необходима. А ведь в 2001 году новые хозяева Эстонской железной дороги свою деятельность начали с весомых обещаний. В течение 10 лет инвестировать в отрасль почти $300 млн, сделать инфраструктуру предприятия образцовой. Однако скоро в Эстонии убедились, что истинной целью приватизации было не налаживание работы стальной магистрали, а стремление просто выжать из нее все возможные средства. В результате прервались пассажирские перевозки между многими станциями внутри страны, в соседние государства. В межгосударственном сообщении остался единственный поезд Таллин – Москва. Начались массовые сокращения среди железнодорожников.

Вопрос расторжения договора о приватизации в очередной (и, как оказалось, в последний) раз встал после того, как BRS в ответ на претензии правительства подала в арбитражный суд иск на эстонское государство, желая лишить его так называемой «золотой» акции. В ответ министерству экономики и коммуникаций было поручено начать с руководством компании переговоры о выкупе дороги.

Бумаги для «развода» с американцами еще готовились, а в эстонском правительстве уже обсуждали планы обустройства магистрали после возвращения ее в руки государства, первоочередные шаги, источники инвестиций и наиболее важные цели их вложения. По мнению министра Сависаара, национализация стальных магистралей поможет провести скоростные линии во многие города республики. «Из любой части Эстонии должно существовать железнодорожное сообщение с Европой», – заявил он.

Что уже удалось сделать? Новым руководителем дороги назначен Кайдо Симмерманн, который проработал в компании более 10 лет и в последнее время был директором инфраструктуры. Срок трудового договора с ним истечет через год. После этого будет объявлен открытый конкурс на замещение должности председателя правления ЭЖД.

На первом заседании совет акционеров утвердил представленный правлением бюджет 2007 года и инвестиционную программу. Решено вложить в этом году в «железку» более $72 млн, что почти в полтора раза больше, чем в минувшем. Если в прошлом году речь шла о предполагаемых убытках компании, то нынче прибыль до вычета налогов должна составить $28,7 млн. Среди одобренных проектов этого года – капитальный ремонт участка дороги Реола – Вериора, строительство станции Койдула вблизи эстонско-российской границы, реконструкция станции Тарту, тоже связанной с российским направлением. На капитальный ремонт магистрали предполагается направить в общей сложности почти $20 млн. Предприятие рассчитывает при помощи инвестиций повысить пропускную способность железной дороги и снизить вредные воздействия транспорта на окружающую среду. Бюджетом предусмотрены значительные вложения на развитие пассажирских перевозок и сооружение объездной магистрали вокруг Таллина.

Национализация дороги дает возможность государству ходатайствовать о выделении субсидий Европейского союза. Но, не дожидаясь их, в конце декабря новое руководство договорилось о кредите в 40 млн евро с инвестиционным банком Северных стран (NIB). Кайдо Симмерманн пояснил, что ЭЖД сможет в этом году воспользоваться 15 млн евро из этой суммы. В 2008-м компания получит еще 15, а в 2009-м – все остальное. Он подчеркнул, что кредит был выдан при одном условии – контрольный пакет акций железной дороги перейдет государству. Все предоставленные банком средства пойдут на реализацию инвестиционных планов, на повышение эффективности работы предприятия, безопасности движения. Кроме того, ЭЖД собирается продать некоторые объекты недвижимости, чтобы получить дополнительные деньги для инвестиций. Есть и другие планы. Например, поднять в последующие годы тарифы за пользование инфраструктурой.

В этом году тарифы за пользование инфраструктурой дороги повышаться не будут, поскольку Государственная железнодорожная инспекция уже утвердила распределение пропускной способности магистрали на очередной период. А все имеющие отношение к эстонским рельсам участники рынка давно заключили соответствующие соглашения. Пропускная способность инфраструктуры ЭЖД сейчас распределена между АО Eesti Raudtee, компаниями Spacecom и Coal Terminal Trans.

Евгений ВОСТРУХОВ
Таллин

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31