01 августа 2021 12:38

Александр Морозов: «Авторов сейчас не объявляют»

Беседовала Яна ДЫЛДИНА

В Советском Союзе песни композитора Александра Морозова были нарасхват. В 90-х он предпочел на время оставить страну, ставшую неуютной. И его забыли. Несколько лет назад возвратившийся на родину Александр Морозов опять стал востребованным автором. Его песни теперь поет новое поколение наших поп-звезд.

– Александр Сергеевич, ваши песни очень популярны среди старшего поколения, их поют до сих пор. Как вы считаете, чем можно объяснить их популярность: доступной и приятной для слуха музыкой или же отчасти громкими именами исполнителей?
– Меня часто спрашивают, кто мой любимый исполнитель. Ведь не секрет, что практически все звезды эстрады трех поколений исполняли в разное время мои песни: Пьеха и Хиль, Кобзон и Пугачева, Ротару и Леонтьев, Бабкина и Киркоров, Басков и Лолита, Шуфутинский и Распутина, Евдокимов и Толкунова, Королева и Витас, Салтыков и Пелагея и еще многие другие большие и маленькие звездочки…
Но на всех концертах я отвечаю так: «Мой любимый исполнитель – это мой слушатель!» Именно благодаря простым людям мои песни живут не один десяток лет. А многие из них даже стали считать народными. Такие песни, как «Горница» и «Зорька алая», даже потеряли авторство. И я как композитор, написавший их много лет назад не для звезд, а для народа, счастлив, что так произошло!

– Как получилось, что маститые исполнители вроде Пугачевой пели ваши песни. Они сами приходили к вам и просили дать им что-нибудь новенькое в репертуар или вы предлагали им уже готовые работы?
– Мое сотрудничество с Аллой Пугачевой имеет весьма любопытную историю. Помните, в самом начале 90-х ее «Рождественские встречи» были очень популярны, их ждала и смотрела вся страна.
Так вот, запись песен в основном проходила на студии Александра Кальянова. Я был с ним очень дружен, Александр уже тогда пел несколько моих песен. Ему-то я и показал мою новую песню «Мой голубь сизокрылый». На следующий день ее услышала Алла, а вскоре уже вся страна в ее исполнении на «Рождественских встречах» восхищалась новым хитом.
Кстати, Алла пригласила и меня как исполнителя участвовать в этом концерте. Я с радостью согласился. У меня есть запись – я к ней очень ностальгически отношусь – этих «Рождественских встреч», где Пугачева, сидя на красивых белых качелях, поет «Голубя…».

– И почему после такого успеха вы решили уехать, продали студию, чтобы иметь возможность переселиться на теплый Кипр и фактически отказаться от своего творчества?
– Период распада Союза и начала перестройки многие коллеги по творческому цеху переживали с трудом. Развалился ведь не только СССР, развалилась система работы Российского авторского общества, композиторы и поэты вынуждены были становиться кооператорами, бизнесменами. Большинство к этому не было готово. Как, впрочем, и я. Все стало платным, даже участие в «Песне года». Нам, уже известным к тому времени композиторам и поэтам, это было непонятно. Гонорары исполнителей росли, а авторские практически свелись к нулю. Кое-кто не смог тогда этого пережить. Умирают от сердечного приступа Мартынов, Мигуля, многие, очень многие, уезжают за границу, кто-то потихоньку спивается. Словом, я тоже продал студию и покинул страну.
Кстати, вместе со мной на Кипр переселились и Ренат Ибрагимов, и Александра Стрельченко, и Тамара Максимова – тогда популярная ведущая «Музыкального ринга». Но, как выяснилось, долго жить без своих зрителей и без творчества я не могу. Спустя пять лет вернулся.

– Решили выйти из тени своих звезд, а не только продолжать писать для них песни?
– Я всегда пел свои песни. Вот только возможности начать сольную карьеру у меня, представьте себе, не было. Она появилась, когда в мою жизнь вошла Марина Парусникова, которая стала моим продюсером, а через несколько лет и моей женой. Именно она убедила меня спеть все мои золотые хиты самому.
Так, зрители в моем исполнении услышали «Малиновый звон», «Домик окнами в сад», «Душа болит», «В горнице», «В краю магнолий», «Любите, пока любится», «Куклу» и многие другие песни.
А недавно уже официально вышел в продажу мой сольный диск в серии «Гранд».
Все чаще я выступаю с сольными концертами по всей стране. С аншлагами. Значит, народу нужны мои песни, ведь на концертах они поют их вместе со мной. Мы даже на афишах стали указывать, что зрителей ждет «караоке с автором»!

– Не обидно ли вам, что хиты 80-х сейчас помнят лучше, чем ваши новые песни? Или это просто вопрос времени и песни с новых альбомов скоро будут петь во время застолий и праздников?
– Взлет интереса к ретро очевиден. Мои песни сейчас звучат практически на всех радиостанциях, часто это ремиксы, правда, в исполнении уже новых звезд или звездных коллективов.
Они есть в репертуаре «Чай вдвоем», Hi-Fi, «Золотого кольца», «Гостей из будущего», «Отпетых мошенников», Витаса, Баскова, Наташи Королевой, Лолиты, Пьера Нарцисса и многих других.
Конечно, звучат и новые песни, разница лишь в том, что по каким-то неведомым мне причинам авторов сейчас нигде не указывают и даже не объявляют.

– Вам пришлось освоить современный музыкальный стиль, может быть, вы поняли, почему современные эстрадные песни в большинстве случаев лучше слушаются, чем поются?
– К современной музыке я отношусь с интересом. Стараюсь смотреть все музыкальные популярные конкурсы, в том числе и «Евровидение». Ежегодно в качестве почетного гостя бываю на «Пяти звездах» в Сочи.
Нынешние песни все-таки сориентированы в большей степени на музыкальные стандарты всего мира и Европы. Но! Лично мне всегда не хватает в музыке присущего только нам – русской мелодики, напевности, элементов фольклора.

– Сейчас вы возглавляете культурный центр «Самородок», цель которого – работа с талантливой молодежью. Отличается ли она от той, что была до развала Союза?
– Мне везло. Я всегда работал с талантливой молодежью. Главной задачей «Самородка» являются открытие и поддержка новых имен. В свое время именно так мною были найдены Коля Басков, Пелагея.
Конечно, времена меняются, и спорить с законами шоу-бизнеса бесполезно, нужны немалые суммы для раскрутки. А их не всегда сыщешь.
Но тем не менее в моем театре есть несколько человек, чьи имена вскоре будут на слуху. Это яркий героический тенор из Нижнего Новгорода Андрей Савельев, народная певица из Брянской области Надежда Ноздрачева и эстрадное «открытие» – Даша Май. Всем троим я сейчас готовлю сольные альбомы и новые «хиты» от Александра Морозова.

Беседовала Яна ДЫЛДИНА


Справка «Гудка»
    Александр Сергеевич Морозов родился 20 марта 1948 года в поселке Окница (Молдавия). Первая песня была написана им в 1968 году – «Травы пахнут мятою». Она сразу стала лауреатом телевизионного песенного конкурса Центрального телевидения «Песня года». Песни «Малиновый звон», «Домик окнами в сад», «Зорька алая», «В горнице», «Камушки», «Душа болит», «В краю магнолий», «Папа, подари мне куклу», «Ты себя побереги», «Фантазер» и многие другие принесли Александру Морозову широкую популярность и любовь российского народа. Александр Морозов был автором песен и художественным руководителем легендарной ленинградской группы 80-х годов «Форум». Александр Морозов – лауреат премии Ленинского комсомола, кавалер ордена Николая Чудотворца за приумножение добра на Земле, кавалер ордена Петра Великого за укрепление государства Российского. Звания народный артист России и народный артист Украины присвоены ему в 2004 году. Тогда же состоялось открытие именной звезды народного артиста на площади Звезд у ГЦКЗ «Россия».
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31