28 июля 2021 00:16

Город Березники готовится переехать

Георгий ЛЕТОВ

В связи с опасностью провала грунта в районе аварийного рудника ОАО «Уралкалий», расположенного в городе Березники Пермского края, часть населения решено эвакуировать. Параллельно будет начато строительство обходной железнодорожной ветки.

Такое решение было принято на заседании федеральной правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии.

Как не раз уже сообщал «Гудок», затопление рудника произошло в октябре прошлого года. Комиссия Ростехнадзора назвала причиной аварии особенности геологического строения участка Верхнекамского месторождения, вызвавшие «сложную и редкую геологическую аномалию». Из-за разрушения водозащитной толщи в рудник стали поступать значительные массы воды, после чего работы на объекте были прекращены. Тогда же по железнодорожной ветке, проходящей над подтопленным участком, было закрыто движение пассажирских поездов.

Администрация Пермского края уже заявила о готовности выделить 150 млн руб. на строительство обходной ветки вокруг зоны подтопления шахты.

По итогам заседания комиссии, состоявшейся на этой неделе, правительству Пермского края предписано в недельный срок выяснить точную численность населения, проживающего вблизи шахты, и совместно с Минрегионразвития РФ решить вопрос о сроках строительства жилья для размещения эвакуированных жителей. При этом правительство края уже приняло решение о выделении 100 млн руб. для переселения жителей 31 дома. Эти постройки находятся в зоне возможного проседания грунта, которое, по информации руководства края, может начаться уже в 2008 году.

По решению комиссии Ростехнадзору в недельный срок следует определить точные границы опасных зон и срок разрушения надсолевыми водами почв на прилегающей территории. Кроме того, эксперты за неделю должны проработать вопрос об источниках финансирования всех мероприятий. «Степень нашей с вами ответственности очень высока, речь идет о судьбах людей и одного из крупных городов России», – заявил проводивший заседание министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев.

Между тем существующий проект строительства обходной железнодорожной ветки небезупречен с точки зрения безопасности. «Надо спустить место примыкания к основному пути южнее, так как именно здесь мы предполагаем впоследствии обрушение грунта», – сказал «Гудку» генеральный директор Института аэрокосмического приборостроения РАЕН Роберт Мухамедяров (его учреждение ведет мониторинг аварийного района в Березниках). В этом районе уже идет проседание поверхности со скоростью полтора метра в месяц. «С максимальным заполнением водой Камского водохранилища в результате паводков сбываются самые пессимистичные наши прогнозы. Уже началось проседание грунта у поселка Новая Зырянка близ Березников и в районе Семинского пруда. По-прежнему велика опасность выхода из строя основного пути в районе Березников», – сказал Роберт Мухамедяров.

Не исключено, что власти последуют совету ученого и проведут ветку южнее.

«Окончательные выводы должна сделать правительственная комиссия, которая выбирает оптимальный вариант ликвидации последствий затопления рудника и предотвращения разрушения территории. Должны быть проведены более серьезные исследования – как по самой ветке, так и по затопляемым недрам и их окрестностям. Сейчас, насколько мне известно, окончательных выводов у комиссии нет», – сказал «Гудку» заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин.

С момента аварии в целях безопасности пассажирское движение осуществлялось здесь только до станции Березники-сортировочные, исключая Березники и Соликамск.

Однако Свердловская железная дорога объявила о том, что летом между станциями Березники и Соликамск будет пущен рельсовый автобус. Одновагонный рельсовый автобус значительно легче обычного пассажирского поезда или пригородной электрички, поэтому прохождение закрытого для обычных поездов участка не представляет для него опасности.

«Пассажирское движение восстанавливается по многочисленным просьбам жителей региона. В ближайшее время новый подвижной состав прибудет в Березниковско-Соликамский регион», – сообщила заместитель начальника Пермской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Татьяна Волчкова.

Автобус, рассчитанный на 75 мест, оснащен двойными оконными стеклопакетами, тепло- и звукоизоляцией, системой принудительной вентиляции, контрольно-диагностической системой управления и надежной тормозной системой.

Георгий ЛЕТОВ


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31