27 июля 2021 03:07

Соцпакет ручной сборки

Игорь ЕВДОКИМОВ

Возможность самостоятельно определять необходимый набор социальных гарантий и формировать индивидуальную часть соцпакета – один из главных принципов, заложенных в новую концепцию социальной поддержки работников РЖД.

Как уже сообщал «Гудок», в компании началась разработка нового коллективного договора на период 2008 – 2010 годов, в котором основной акцент будет сделан на наиболее значимых и востребованных работниками социальных гарантиях, влияющих на мотивацию их труда. В начале года на дорогах был проведен опрос об уровне удовлетворенности персонала видами, объемом и доступностью используемых соцгарантий. Его итоги были учтены в новой концепции, которая станет основой колдоговора.

Презентация «Концепции оптимизации системы социальной поддержки работников ОАО «РЖД» состоялась на прошлой неделе в Сочи в рамках сетевой школы передового опыта по заключению колдоговоров.

В этом документе определены основные направления, в рамках которых будут решаться стратегические задачи социальной политики компании: повышение мотивации в системе соцзащиты работников, поэтапный переход к персонификации и адресности социальной поддержки, последовательное частичное замещение социальных гарантий и льгот системой повышения заработной платы (по мере роста производительности труда и с учетом личного вклада работника). Кроме того, оптимизация системы социальной поддержки персонала (ССПП) должна помочь в развитии корпоративной культуры, исключающей иждивенческие настроения, и повышении имиджа компании на рынке труда.

По словам первого заместителя начальника департамента социального развития ОАО «РЖД» Надежды Бородиной, в 2006 году расходы компании на реализацию обязательств коллективного договора в целом составили 80,3 млрд руб. На выполнение социальных гарантий (оздоровление в домах отдыха и санаториях, медицинское обслуживание и другие услуги) компания тратит на каждого работающего 31,1 тыс. руб. в год, на каждого неработающего пенсионера – 5,9 тыс. руб. Однако часть гарантий остается невостребованной.

В связи с этим новая концепция предлагает разделить существующую структуру поддержки персонала на пять составляющих. В первую группу войдут социальные гарантии, предусмотренные законодательством РФ, – доплаты за тяжелые и вредные условия труда, предоставление дополнительных отпусков, выдача молока и так далее. Во вторую – компенсации, связанные с характером работы и особенностями производственно-технологического процесса. Например, обеспечение спец-одеждой и спецобувью, медицинская реабилитация локомотивных бригад, обучение работников непосредственно связанных с движением. К третьей группе отнесут различные виды материальной помощи – при несчастном случае на производстве, при рождении ребенка, при возвращении в запас военнослужащих по призыву и прочее. К четвертой – возможность пользоваться объектами социальной сферы и участвовать в мероприятиях.

И, наконец, пятый и наиболее интересный пункт – индивидуальный социальный пакет. По мнению руководителя ООО «Аксима» (фирмы – разработчика концепции) Елены Скриптуновой, сюда должен входить целый список различных льгот и компенсаций. Причем наполняемость пакета должен определять сам сотрудник, не выходя за пределы предоставленного ему лимита.

В частности, железнодорожник сможет выбрать, что именно из предлагаемого компанией перечня ему необходимо. При проведении опросов, например, выяснилось, что молодые специалисты готовы отдать предпочтение оплате сотовой связи, услуг Интернета и фитнеса, женщины от 30 до 40 лет – проезду железнодорожным транспортом, детским путевкам и проезду на работу, мужчины старше 50 – негосударственному пенсионному обеспечению, санаторно-курортному лечению и добровольному медстрахованию. Как заявила Елена Скриптунова, самостоятельный принцип формирования соцпакета позволит избежать ситуаций, когда часть гарантий остается невостребованной, в то время как другие необходимые для железнодорожника услуги не предоставляются.

В ближайшее время концепция будет вынесена на обсуждение правления ОАО «РЖД». После того как документ получит одобрение, оптимизация системы соцподдержки пройдет в несколько этапов: до конца 2007 года систему детализируют (будут определены новые формы соцгарантий, проведены расчеты бюджетов, подготовлены методические и нормативные документы и так далее). А в 2008 году начнется поэтапное внедрение ССПП, с тем чтобы оценить результаты преобразований и в случае необходимости внести коррективы. Полноценное начало функционирования новой системы соцподдер-жки запланировано на 2009 – 2010 годы.

Игорь ЕВДОКИМОВ


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31